Проект по созданию первого национального авиаперевозчика-лоукостера в России приобретает конкретные очертания. О том, какой будет новая авиакомпания, а также о принципах работы бюджетных авиаперевозчиков рассказал гендиректор ОАО "Аэрофлот" в интервью каналу "Вести 24".

Необходимость создания подобной авиакомпании объективно назрела уже давно, "Аэрофлот" заявлял об этом еще в 2010 году. Однако до сих пор, по словам Виталия Савельева, никто серьезно лоукостерами в нашей стране не занимался. "По разным причинам: есть чисто законодательные ограничения, которые надо убрать, иначе лоукостер просто не полетит", - подчеркнул Савельев. Эта тема обсуждалась и на недавней встрече президента Владимира Путина с главой "Аэрофлота". Среди первоочередных, необходимых изменений - разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные билеты, нанимать иностранных пилотов, чтобы как-то снять проблему кадрового голода, а также отменить налог на ввоз импортных самолетов.

"Все зависит от создания условий, чтобы лоукост появился. Российское законодательство сегодня не позволяет сделать этих вещей. По ныне действующим нормам должен быть бесплатный провоз багажа, кормление на борту и другие стандарты, за счет которых нельзя удешевить стоимость билетов", - отметил аналитик "Райффайзен банка" Константин Юминов. Однако аналитики отрасли подчеркивают, что если законодательные ограничения удастся убрать, то "Аэрофлот" - это единственная компания на российском рынке, которая сможет осилить подобный проект. "Скорее всего компания будет создана и будет работать, с учетом того, что "Аэрофлот" у нас единственный такой большой, у него есть лоббистский ресурс. И финансовых ресурсов намного больше, чем у S7 и у "Трансаэро", которые обременены достаточно большой долговой нагрузкой", - подтвердил аналитик "Номос банка" Игорь Голубев.

"Впрочем, рассчитывать на то, что у компании-лоукостера будут бросовые цены, не приходится. Действительно, летая лоукостером, можно сэкономить максимум 30-50% по сравнению с тем, как если бы вы летели традиционным авиаперевозчиком. А вот стоимость билетов по 5-10 евро, которую нередко можно увидеть в рекламе, на поверку оказывается не более чем мифом. "Аэрофлот" платит аэропорту "Шереметьево" 180 млн долларов напрямую за обслуживание всех наших самолетов, пассажиров и т.п. Плюс еще около 40 млн долларов мы платим за безопасность компании "АэроМАШ- Авиационная безопасность". Итого 220 млн долларов, - подсчитывает Виталий Савельев. - То есть с каждого пассажира на вылет в одну сторону мы платим 15 долларов. Вот слетали вы Москва-Питер-Москва, я за вас заплатил 30 долларов". И подобные платежи есть у всех авиакомпаний во всем мире. Разве что компании-лоукостеры стараются максимально раздробить цену авиабилета, дабы в рекламе она выглядела наиболее привлекательно.

"Я думаю, что не бывает билетов по цене 10 евро. Еще за 40-50 внутри Европы возможно, но по 5-10 евро - это нереально, хотя бы из-за того, что стоимость топлива сейчас достаточно высока. Обеспечить какую-то приемлемую рентабельность при такой цене билетов невозможно", - констатирует аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.

В реальности, цена билетов в российском лоукостере будет, также как и лоукостеров всего мира, примерно на 50% ниже стоимости билета у традиционного авиаперевозчика. К примеру, по подсчетам Виталия Савельева, билет из Москвы до Санкт-Петербурга обойдется примерно в 100 долларов.

"В России все, что дешевле железнодорожных билетов, - уже лоукост, - говорит главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. - Да, билетов по 5-10 долларов не бывает. Но во многом комфортнее потерпеть 2 часа перелета в стесненных условиях из Москвы в Сочи, например, чем полтора суток ехать в жару на поезде по сопоставимой цене".

Вообще, в авиаиндустрии существуют три вида авиакомпаний, предлагающих максимально низкие цены на авиабилеты, поясняют специалисты. Это low-cost перевозчик - компания, где предельно минимизированы производственные расходы, no-frill-перевозчики - компании с элементами лоукоста без лишнего сервиса, а также не предлагающие стыковочных рейсов, и бюджетные перевозчики - фактически полноценная авиакомпания с набором сервисов, стыковочными рейсами в пределах небольшой маршрутной сети, но летающая по более низким тарифам. Все эти типы авиакомпаний объединяет один общий принцип - более низкие цены на авиабилеты, чем у традиционных перевозчиков.

Однако обольщаться не стоит. Во-первых, лоукостеры стараются максимально заработать на предоставлении дополнительных услуг: питание на борту, провоз багажа и т.п. Во-вторых, уровень сервиса в них минимизирован до предела. Судите сами: если, допустим, в самолете А 320 у традиционного авиаперевозчика 140 кресел, то у лоукостера - 182. Это означает неоткидные спинки, более узкие кресла и 12-15 см шаг между ними. Перелет в таких условиях можно осилить только, если он составляет не более 2-3 часов. "Лоукост - это всегда одноклассная компоновка самолетов, это минимальный шаг между креслами, который позволяют санитарные нормы. Самолет максимально забивается креслами и пассажирами", - отмечает Роман Гусаров.

Ну, и самое главное - максимальной экономии на авиабилетах можно добиться только, если планировать свое путешествие заранее, как минимум за месяц. Чем ближе дата вылета, тем меньше разница в цене у лоукостера и традиционного перевозчика. "Почему за лоукостер взялся "Аэрофлот"? Наш премиум-сегмент сохраняется и "сверху" мы все понимаем. В нижнем ценовом сегменте мы считаем, что есть такой пассажир, который будет летать лоукостером. Это прежде всего студенты и малоимущие пенсионеры", - рассказывает Виталий Савельев. Будущий российский лоукостер начнет работать из Москвы и будет летать на небольшие расстояния - в пределах 1500 километров. То есть это будут полеты 2-2,5 часа.

В дальнейшем предполагается, что компания будет развивать свою деятельность и в регионах. По словам Виталия Савельева, для начала предполагается закупить 12 воздушных судов - летать национальный лоукостер будет только на новых самолетах. Вопрос о том, какими они будут, пока остается открытым, хотя Виталий Савельев не исключил, что это может быть и отечественный Superjet. "Понятно, что доходная ставка при продаже билетов меньшей стоимости будет несколько ниже по совокупности. Но есть понимание и того, что компания способна сделать масштабный проект и стартовать не с 2-3 самолетами и едва-едва довести парк до 6-10", - подытоживает руководитель аналитической службы агенства "Авиапорт" Олег Пантелеев.