Казахстан прервал трубопроводный импорт российского бензина. Казахстанские трейдеры не планируют в ноябре импортировать из России трубопроводные партии бензина Аи-92, сообщили деловому порталу Kapital.kz в агентстве Argus. Покупатели ограничатся железнодорожными поставками продукта в объеме около 40 тыс. тонн из ресурсов "Башнефти".

"Башнефть" в августе приступила к поставкам бензина Аи-92 с уфимской группы НПЗ в Казахстан по системе "Транснефтепродукта". Топливо прокачивалось до диспетчерской станции в казахстанском Петропавловске, через которую проходит продуктопровод Омск-Уфа.

В августе объем прокачки бензина составил 5-7 тыс. тонн, в сентябре - до 30 тыс. тонн, а в октябре - около 10 тыс. тонн. По данным участников рынка, у импортеров накоплено около 10 тыс. тонн продукта в Петропавловске, и они пока не заинтересованы в приобретении дополнительных объемов.

"Вероятно, в этом месяце Аи-92 из ресурсов "Башнефти" будет поступать только по железной дороге, так как покупатели трубопроводных партий затянули согласование условий поставок", - отметил участник рынка. В январе-сентябре железнодорожный импорт российского бензина в Казахстан вырос до 949 тыс. тонн с 726 тыс. тонн годом ранее.

Любопытно, что трубопроводный импорт был прерван на фоне остановки казахстанских НПЗ в связи с модернизацией. В этом контексте важно мнение экономиста Института политических решений Сергея Смирнова, который уверен, что модернизация НПЗ республики скажется на стоимости бензина.

Например, поставляемый в республику белорусский бензин класса Евро-4, Евро-5 почти вдвое дороже казахстанского, заявил экономист порталу Kapital.kz

"Надо помнить о том, что модернизация заводов производится на заемные средства и возвращать эти деньги надо будет с процентами. Как эти инвестиции отразятся на конечной цене бензина, власти пока умалчивают. Скорее всего, они будут включены в стоимость топлива", - подчеркнул Сергей Смирнов.

Модернизация НПЗ стоимостью свыше 6 млрд. долларов (в 2009 году она оценивалась в 4 млрд. долларов) предусматривает увеличение годового объема нефтепереработки с текущих 13,7 млн. тонн (из которых почти половина - российская нефть) до 19,5 млн. тонн и переход на выпуск топлива стандартов "Евро-4" и "Евро-5".

Экономист напоминает, что по уверениям властей, в результате будет не только насыщен внутренний рынок, но также у Казахстана появится возможность экспортировать высокооктановое топливо.

Однако, говорит Сергей Смирнов, непонятно где будут брать необходимые объемы сырья для переработки, поскольку существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ.

У Казахстана, по словам эксперта, нет рычагов, которые могли бы заставить работающие у нас иностранные добывающие компании поставлять нефть на отечественные НПЗ.

Экономист считает, что "КазМунайГаз", добывающий сегодня около 22 млн. тонн нефти, вряд ли сможет обеспечить полную загрузку заводов.

"Нацкомпании необходимо поставлять нефть на принадлежащие ей НПЗ в Румынии, да и от продажи сырой нефти за рубеж она не откажется, так как это приносит больше дохода, чем переработка нефти в Казахстане", - пояснил Сергей Смирнов.