Казахстан, ожидая повышения стоимости ГСМ, прервал трубопроводный импорт российского бензина
Москва, 8 ноября, 2012, 16:46 — ИА Регнум. Казахстан прервал трубопроводный импорт российского бензина. Казахстанские трейдеры не планируют в ноябре импортировать из России трубопроводные партии бензина Аи-92, сообщили деловому порталу Kapital.kz в агентстве Argus. Покупатели ограничатся железнодорожными поставками продукта в объеме около 40 тыс. тонн из ресурсов "
"Башнефть" в августе приступила к поставкам бензина Аи-92 с уфимской группы НПЗ в Казахстан по системе "
В августе объем прокачки бензина составил 5-7 тыс. тонн, в сентябре - до 30 тыс. тонн, а в октябре - около 10 тыс. тонн. По данным участников рынка, у импортеров накоплено около 10 тыс. тонн продукта в Петропавловске, и они пока не заинтересованы в приобретении дополнительных объемов.
"Вероятно, в этом месяце Аи-92 из ресурсов "Башнефти" будет поступать только по железной дороге, так как покупатели трубопроводных партий затянули согласование условий поставок", - отметил участник рынка. В январе-сентябре железнодорожный импорт российского бензина в Казахстан вырос до 949 тыс. тонн с 726 тыс. тонн годом ранее.
Любопытно, что трубопроводный импорт был прерван на фоне остановки казахстанских НПЗ в связи с модернизацией. В этом контексте важно мнение экономиста Института политических решений
Например, поставляемый в республику белорусский бензин класса Евро-4, Евро-5 почти вдвое дороже казахстанского, заявил экономист порталу Kapital.kz
"Надо помнить о том, что модернизация заводов производится на заемные средства и возвращать эти деньги надо будет с процентами. Как эти инвестиции отразятся на конечной цене бензина, власти пока умалчивают. Скорее всего, они будут включены в стоимость топлива", - подчеркнул Сергей Смирнов.
Модернизация НПЗ стоимостью свыше 6 млрд. долларов (в 2009 году она оценивалась в 4 млрд. долларов) предусматривает увеличение годового объема нефтепереработки с текущих 13,7 млн. тонн (из которых почти половина - российская нефть) до 19,5 млн. тонн и переход на выпуск топлива стандартов "Евро-4" и "Евро-5".
Экономист напоминает, что по уверениям властей, в результате будет не только насыщен внутренний рынок, но также у Казахстана появится возможность экспортировать высокооктановое топливо.
Однако, говорит Сергей Смирнов, непонятно где будут брать необходимые объемы сырья для переработки, поскольку существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ.
У Казахстана, по словам эксперта, нет рычагов, которые могли бы заставить работающие у нас иностранные добывающие компании поставлять нефть на отечественные НПЗ.
Экономист считает, что "
"Нацкомпании необходимо поставлять нефть на принадлежащие ей НПЗ в Румынии, да и от продажи сырой нефти за рубеж она не откажется, так как это приносит больше дохода, чем переработка нефти в Казахстане", - пояснил Сергей Смирнов.