Бегство топ-менеджеров компании заставляет сотрудников агентства подрабатывать на стороне заказными комментариями. Сразу несколько редакций газет и интернет-изданий получили от специалистов по связям с общественностью телефонный номер топ-менеджера "Атона", готового комментировать темы в рамках корпоративного телекоммуникационного конфликта.

На днях в СМИ появилась информация о том, что первую российскую независимую инвестиционную группу может покинуть ее генеральный директор Андрей Шеметов. Как сообщает председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев, уже в ближайшее время кандидатура Шеметова будет рассмотрена на совете директоров главной российской торговой площадки. Нынешний директор "Атона" может занять позицию его заместителя. В самом "Атоне" подтверждают, что Шеметов планирует покинуть компанию в случае, если его кандидатура будет одобрена руководством ММВБ, а его место может занять руководитель блока по работе с частными клиентами группы "Атон" Андрей Звездочкин.

Почему вдруг руководитель одной из ведущих российских инвестиционных компаний заинтересовался новым предложением о работе? Неужели дело лишь в радужных перспективах ММВБ, а также выгодных личных условиях для менеджера? Возможно, и так. Однако со стороны уход Шеметова выглядит скорее как бегство с тонущего корабля.

Судите сами, "Атон", существующий с 1991 года и являющийся старейшей российской инвестгруппой, имел немалые амбиции по положению на финансово-инвестиционном рынке, но, похоже, не смог с ними справиться. Два года назад основатель и основной владелец компании Андрей Юрьев заявлял о том, что "Атон" планирует взрывной рост, который позволит ему в 2015 году осуществить публичное размещение собственных акций. По его оценкам, к этому времени стоимость инвестгруппы должна была достичь миллиарда, а чистая прибыль - 115 миллионов долларов. Реальность, однако, оказалась далека от этих целей. Так, чистая прибыль "Атона" по итогам 2011 г. составила лишь $7 млн. Руководство компании, впрочем, объясняет такой диссонанс крупными инвестициями в собственное развитие. Действительно, у "Атона" за прошедшие годы возникли офисы в Женеве и Лондоне, а также появились лицензии на работу на Кипре и в США. Значительно вырос и штат компании.

Однако на операционных показателях такой институциональный рост отразился отрицательно. "Атон" продолжает планомерно сдавать позиции на инвестрынке России. Так, если по итогам 2011 г. компания занимала 7 место в рейтинге инвестиционных компаний страны, по версии РБК, то по итогам 2 квартала текущего года она опустилась уже на позицию ниже. А ведь в 2010 г. "Атон" удерживал 6 место того же рейтинга. В рейтинге управляющих компаний НРА компания заняла лишь 27 место по итогам 2011 г. Спад непосредственно связан с постепенным уходом ряда ключевых клиентов, который может завершиться потерей ключевого актива под управлением "Атона" - ПИФа "Малый бизнес Москвы", объем которого составляет свыше 4,6 млн. рублей - то есть почти 75% всех активов инвестгруппы! Фактически это означает крах для бизнеса по управлению активами "Атона". А ведь эта перспектива более чем реальна, так как Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы планирует в следующем году провести конкурс на управление ПИФом, и вовсе не факт, что его сможет выиграть именно "Атон".

Фактически сейчас наиболее боеспособными направлениями бизнеса компании остались брокерский сегмент и аналитика. "Атону" пока удается удерживаться в числе 10-15 наиболее успешных брокерских компаний. Однако глобальные и внутрироссийские тенденции не обещают рынку ценных бумаг ничего хорошего ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Деньги постепенно уходят отсюда, что показывает и российская, и зарубежная статистика. Так что вряд ли на развитие брокерского бизнеса стоит делать ставку.

Компании могли бы помочь инвестиции. Однако основной владелец "Атона" не раз декларировал нежелание лишний раз вкладываться в компанию. Причем не только финансово, но и своим личным участием. Фактически Евгений Юрьев уже много лет занимается совершенно другими делами. Сегодня он - президент Общероссийской общественной организации "Деловая - Россия", председатель Общественного совета Центрального федерального округа, председатель Общественного совета Министерства промышленности Российской Федерации, член Общественного совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Президенте Российской Федерации, член рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и даже член-корреспондент фонда исследований и поддержки в сфере общественных наук "Международная академия общественных наук". А до мая 2012 года Юрьев занимал позицию советника Президента России Дмитрия Медведева.

Что касается аналитического департамента "Атона", на рынке сегодня существует расхожее мнение о зачастую "ангажированных" комментариях по разным вопросам его сотрудников. Мол, в "Атоне" всегда можно получить "нужный" отзыв, если правильно договориться. По всей видимости договориться удалось многим. На прошлой неделе сразу несколько редакций газета и интернет-изданий получили звонки от специалистов по связям с общественностью с предложением взять комментарий по теме корпоративного конфликта у одного из топ-менеджеров компании Атон. Понять сотрудников Атона можно. Фактически "бегство с корабля" основных топ-менеджеров заставляет аналитиков компании подрабатывать на стороне заказными комментариями в СМИ и корректировкой отчетов и прогнозов в угоду коммерческим компаниями.

Между тем, скандалы с продажными аналитиками не редкость и в других странах, даже в законопослушных США. В июле, например, прогремел скандал по поводу двух аналитиков Комиссии по рассмотрению заявлений об ошибках в списках лиц и имуществ, подлежащих налогообложению, графства Кук штата Иллинойс. Незадачливые злоумышленники вымогали взятку за списание налогов. В августе с поличным был взят сотрудник индийского инвестфонда Veritas Investment Research, требовавший денег за невыпуск или корректировку отчета о коммерческой компании. А еще в 1997 г. один из топ-менеджеров Microsoft Джеймс Пландон откровенно заявлял о том, что "аналитики продают все и вся - в этом заключается их бизнес модель". Если такие вещи говорят об Америке, чего ждать от России? Поэтому заказные комментарии аналитиков для нашей страны - обычное дело, что заметно любому наблюдателю. Но может ли на ангажированной аналитике основываться целая бизнес-стратегия инвестиционной компании Атон? Вряд ли.

Еще в 2006 году Евгений Юрьев продал инвестиционную часть бизнеса "Атона" итальянскому банку "Юникредит". Впоследствии это подразделение стало называться "Юникредит Секьюритиз". Вероятно, после ухода Шеметова Юрьев будет не прочь продать и другие сегменты бизнеса "Атона". Вот только ли много ли к тому времени будет стоить то, что останется?