По случаю 400-летия изгнания польских интервентов из Кремля можно было реализовать гораздо более интересные и креативные задумки, чем "Русский марш". Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил политолог Александр Коньков, добавив, что "Русский марш" и подобные ему акции не украшают облик современной России.

Эксперт подчеркнул, что в рамках "Русского марша" были зафиксированы многочисленные нарушения, которые в целом характерны для такого рода мероприятий. "Во время массовых акций нельзя закрывать лицо, это прямое требование закона, которое было нарушено многими участниками "Русского марша". Они использовали маски, шарфы и некоторые другие элементы гардероба, чтобы скрывать свои лица. Ответственность за эти нарушения должны нести организаторы "марша", - заметил Коньков, подчеркнув, что стремление закрыть лицо свидетельствует о "маргинализме участников мероприятия, который в целом характерен для апологетов национализма".

Александр Коньков подчеркнул, что любые массовые мероприятия так или иначе должны проводиться в соответствии с законодательством, независимо от того, кем они организованы, какие цели преследуют и какие лозунги на них звучат. "Это с правовой точки зрения, но есть еще и моральная. Национализм сам по себе сопряжен с экстремизмом, который довольно проблематично идентифицировать и который противоречит здравому смыслу и законодательству. В последнее время среди националистов появилось немало юристов, которым удается в той или иной степени организовывать деятельность националистических движений в соответствии с буквой закона. Но, в любом случае, экстремизм противоречит духу закона. Равенство всех граждан России независимо от этнического происхождения, расовой, национальной принадлежности и пр. гарантировано Конституцией РФ, не говоря уже об отдельных законах", - заметил собеседник, подчеркнув, что разжигание ненависти на каких бы то ни было основаниях в России запрещено.

На вопрос о том, можно ли запретить "Русский марш" как пропагандирующий экстремизм, Коньков ответил, что с правовой точки зрения экстремизм - очень шаткая категория, и требует конкретики. "Любые националистические акции сами по себе являются экстремистскими, вне зависимости от того, какие задачи ставят перед собой организаторы. Любой здравомыслящий человек это понимает. Но с правовой точки зрения не все так просто. В этом случае под экстремизмом можно понимать конкретные действия конкретных индивидов. Когда бывает установлено, что вот этот человек выступил с таким-то лозунгом, совершил такие-то противоправные действия, предусмотренный такой-то статьей УК РФ, тогда это квалифицируется как экстремизм со всеми вытекающими последствиями. Но организаторы и участники акции в целом не рассматриваются", - заметил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Москве и других городах России 4 ноября прошли массовые мероприятия под общим названием "Русский марш". Акции были организованы различными националистическими движениями. В столичном "марше", по данным полиции, приняли участие около 6 тыс. человек. Участники акции скандировали лозунги "России - русскую власть", "Трезвая Россия станет великой" и так далее, требовали ввод визового режима со странами Средней Азии и отмены "экстремистских" статей УК РФ. СМИ также сообщают, что некоторые участники требовали освобождения норвежского террориста Андерса Брейвика.

Во время мероприятий были зафиксированы многочисленные нарушения, такие как сокрытие лиц под масками, использование дымовых шашек и пр. В частности, в Москве еще перед началом шествия были задержаны 25 человек с нацистской символикой; в Санкт-Петербурге по итогам шествия число задержанных достигло 100, в Екатеринбурге - 90.