До начала переговоров с органами Европейского Союза правительству Латвии необходимо проконсультироваться с Сеймом о приоритетах государства на следующий финансовый период ЕС 2014-2020 гг. Такое мнение было высказано в Комиссии Сейма по европейским делам, сообщает 1 ноября корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу парламента.

Данная парламентская комиссия провела дискуссию о ситуации вокруг подготовки следующего периода планирования в ЕС и о приоритетах Латвии в отношениях с европейскими структурными фондами. При этом, глава комиссии Занда Калниня-Лукашевица (Партия реформ) отметила: "Важно, чтобы и в Сейме проходили дискуссии о возможных предложениях, которые будут выдвинуты в процессе переговоров с Европейской Комиссией - относительно применения политики кохезийного финансирования и приоритетов Латвии на следующий период планирования. Определяя приоритеты Латвии, необходимо учитывать как советы Еврокомиссии, так и выдвинутый Национальный план развития государства". Калниня-Лукашевица сообщила, что Еврокомиссия выдвинула четыре приоритета для Латвии на 2014-2020 гг.: развитие инновационной и конкурентоспособной среды для предпринимательской деятельности, увеличение современной инфраструктуры и количества рабочих мест, способствование высокому уровню занятости с вовлечением высокообразованных людей, а также энергоэффективность и развитие возобновляемых ресурсов.

Также на заседании шла дискуссия о степени освоения Латвией структурных фондов ЕС в 2007-2013 гг. - в контексте несостоявшейся сделки по закупке о закупке новых поездов в Испании. Ранее правящая коалиция в Сейме договорилась перераспределить 100 млн. латов, зарезервированных под эту цель из фондов ЕС на другие цели. В частности, Министерство сообщения рекомендует направить эти деньги на развитие инфраструктуры железнодорожного коридора Запад-Восток, магистрали Rail Baltica, аэропорта и сети автодорог. Однако, конкретные цели использования данных средств могут быть определены лишь после переговоров с Еврокомиссией. Переговоры с ЕК на этот счет уже начались, причем еврочиновники подчеркивают, что Латвии необходимо делать упор на то, что деньги ей необходимы именно на железнодорожную инфраструктуру. Дело в том, что согласно правилам еврофондов определена желательная пропорция между финансированием дорожно-путевой и железнодорожной инфраструктуры. С этой точки зрения, Латвия уже использовала причитающиеся ей на данный период финансирования средства на ремонт и обновление нежелезнодорожной путевой инфраструктуры. При этом, Еврокомиссия и Министерство Финансов Латвии сходятся во мнении, что решение по перераспределению средств, предназначавшихся для закупки поездов необходимо принять уже в ближайшее время. Детально свое мнение по этому вопросу ЕК планирует выразить в ближайшее время.

Отметим, что в начале 2012 года латвийская государственная компании железнодорожных пассажироперевозок Pasažieru vilciens подписала договор на закупку 41 нового поезда у испанской компании CAF. Расходы на закупку 41 нового поезда должны были составить 144 млн латов (207 млн. евро), из которых 100 млн латов могло быть привлечено за счет софинансирования из средств Фонда выравнивания, а 44 млн латов - финансирование PV в рамках проекта. Общая сумма подписанных с CAF соглашений, с учетом стоимости обслуживания новых поездов в течение нескольких десятков лет, составляет 429 млн латов (610,8 млн. евро), которые Pasažieru vilciens должен был также выплатить испанцам. Pasažieru vilciens и CAF, чтобы не лишиться софинансирования этого проекта из Фонда кохезии (выравнивания) ЕС, должны были до 2 октября договориться о внесении пяти изменений в подписанный 2 апреля договор о поставках в Латвию новых поездов, но прийти к соглашению им так и не удалось.