Родители школьников из Татарстана и Башкирии обратились к депутатам всех уровней
Москва, 26 октября, 2012, 14:36 — ИА Регнум. Активисты-общественники, родители русских и русскоязычных школьников двух интернет-сообществ из Татарии и Башкирии "Русский язык в школах Татарстана" и "Образование и русский язык в школах Башкирии и России" обратились в ИА REGNUM с открытым письмом к "депутатам всех уровней". В нем они в очередной раз призывают обратить внимание на проблему преподавания русского языка и принудительного обучения национальным языкам в этих республиках.
"Всего в наших сообществах насчитывается более 15,5 тысячи человек. Нас объединила одна общая проблема - принудительное обучение наших русских и русскоязычных детей, обучающихся в русскоязычных детских садах и общеобразовательных школах, "первым государственным языкам" (именно так говорится в местных законах) - татарскому в Татарстане и башкирскому в Башкирии. Эта проблема появилась после принятия местных законов об обязательном изучении национальных языков.
Следствием этого явилось то, что наши русские и русскоязычные дети теперь изучают русский язык в значительно меньших объемах, чем дети Москвы или Самары. Все русские и русскоязычные дети России, начиная с детского сада, занимаются лепкой, рисованием и конструированием, а дети Татарстана 3 раза в неделю учат татарский язык, в городах России в начальной школе обучаются письму 5 раз в неделю, а русские и русскоязычные дети Татарии - 3 раза в неделю, у детей России литература - 4-5 раз в неделю, у детей Татарии - 2 раза в неделю, т.е. у учащихся начальной школы России 9-10 уроков русского языка в неделю, а у детей РТ - 5 уроков. У всех детей России в начальной школе пятидневка, у школьников РТ и РБ - шестидневка. У всех детей дошкольного возраста в детских садах развивают мышление и творческие способности, а в Татарстане заставляют учить татарский язык.
В РТ принят закон о равенстве языков и поэтому все дети, независимо от национальности, обязаны изучать татарский язык 5-6 часов в неделю! Причем, практически, все русские и русскоязычные дети, учащиеся русскоязычных общеобразовательных школ после 11 лет обучения не знают татарский язык, не могут на нем связать и двух слов, - потому что отсутствует необходимость изучения, ведь языковая среда татарского языка там, где функционируют русскоязычные школы, отсутствует. Дети не понимают, для чего им нужно изучать татарский язык, если вокруг них все общаются на русском. К тому же за 20 лет не разработаны ни методика преподавания, ни хорошие учебники. Ученик, прекрасно сдавший экзамены в России, закончит школу с медалью, а в Татарстане - нет, если не знает "государственный язык". В Татарстане ученика могут оставить на второй год, если не посещаешь уроки Татарского языка по добровольному отказу (пример, дело жительницы г. Нижнекамска
Проблемы с изучением русского языка наши дети получают потому, что не хватает уроков, ведь наши дети имеют на 40% меньше часов русского языка и литературного чтения, чем их сверстники из ненациональных регионов. Родители, заботящиеся об уровне образования своих детей, нанимают репетиторов, начиная с начальной школы.
Подобные проблемы и в Башкирии. Хотя в РБ башкирский язык в русскоязычных общеобразовательных школах изучается обычно 2-3 часа в неделю, уроки русского языка так же сокращены почти во всех школах на 30-40%.
Возможно, кто-то думает, что поскольку мы живем в нацреспубликах, то вокруг нас все общаются на татарском-башкирском, но мы по непонятной причине не хотим изучать язык? Это не так! На "титульных" национальных языках общаются между собой лишь в местах компактного проживания татар и башкир, в основном - в далеких деревнях (а там есть национальные школы). В городах же (где преобладает русское и смешанное население) все общаются на русском языке, а в русских, чувашских, удмуртских, башкирских в Татарии и татарских в Башкирии деревнях люди между собой общаются отнюдь не на "титульных" языках, а на родных. Татары из Башкирии и башкиры из Татарии хотели бы изучать лучше свой родной язык, но их принуждают изучать "первый государственный" - титульный язык.
Мы не против изучения национальных языков! Но пусть эти языки изучаются исключительно на добровольной основе и там, где присутствует языковая среда, - это будет справедливо, это успокоит людей, уже взвинченных навязанными им законами, которые их детям приходится выполнять.
Всех нас очень порадовало заявление президента РБ
Русский язык - язык нашего государства, это язык общения ВСЕХ народов, проживающих в РФ, это язык делопроизводства, образования и науки.
"Первые государственные" языки РБ и РТ (башкирский язык и татарский язык) не являются языком межнационального общения ни в России, ни в Башкирии, ни в Татарии, они являются языком общения лишь башкир и татар между собой. Башкиры в Башкирии - это одна треть населения, татары в Татарстане - половина населения, компактно башкиры и татары проживают не по всей территории РБ и РТ. В местах компактного проживания, а также во всех городах Башкирии и Татарии успешно функционируют многочисленные национальные башкирские и татарские школы и гимназии, где все желающие всегда изучали и продолжают успешно изучать башкирский и татарский языки.
Поэтому обязательное изучение башкирского языка и татарского языка, да и вообще принудительное обучение любого национального языка в общеобразовательных русскоязычных школах мы считаем нецелесообразным и даже вредным, т.к. это приводит к напряжению в обществе. Мы думаем, что процветанию и целостности России это не способствует.
Нас, русских и русскоязычных граждан РТ и РБ - большинство! Мы не приехали сюда вчера, тут похоронены наши предки, которые сотни лет назад осваивали эти земли, возводили города, строили заводы и фабрики, следовательно, мы - коренные жители, здесь - наша малая родина. Защитите нас от непродуманных законов и нововведений! Защите наших детей, их образование! Защитите русский язык - язык нашего государства и язык межнационального общения!
Мы знаем, что к вам обращаются сейчас с предложениями о возврате регионального компонента и обязательности изучения национальных языков наши "титульные" чиновники и представители "титульных" нацорганизаций, но они обращаются сами от себя! Их НИКТО на это не уполномачивал, кроме самих этих местных чиновников и активистов нацорганизаций, мечтающих об "отдельной, суверенной стране" со своим государственным языком, они озабочены лишь тем, чтобы люди выполняли законы, которые они сами, не посоветовавшись с МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ народом, приняли! Они не реагируют на наши обращения, на наши желания! Они нас не слушают и не слышат, обвиняя нас в шовинизме! О людях, об их душевном покое, они не думают! У них свои, отдельные от людей, от многонационального народа интересы! У них свои, отдельные от многонационального народа, планы!
Мы просим вас без всестороннего изучения этого вопроса не принимать их предложения об обязательности изучения национальных языков и возвращении регкомпонента! Мы просим вас принять во внимание наше мнение!
Наши предложения:
1. Законодательно установить ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение национальных языков в общеобразовательных русскоязычных школах национальных республик.
2. Законодательно установить для русских и русскоязычных школьников, обучающихся в русских и русскоязычных школах населенных пунктах национальных республик, гарантии полноценного (на уровне всех детей России, проживающих в НЕнациональных регионах) изучения русского языка и литературы.
3. В случае возвращения регионального компонента законодательно закрепить изучение его предметов исключительно на добровольной основе, по желанию участников образовательного процесса.
Отмена обязательности изучения национальных языков предотвратит с каждым годом усиливающийся отток русского и русскоязычного населения из наших национальных республик.
Родители школьников Башкирии и Татарстана, участники интернет-сообществ "Русский язык в школах Татарстана" и "Образование и русский язык в школах Башкирии и России"".