Российским авиаперевозчикам требуется ежегодное пополнение около 1500 человек летного состава. Об этом 25 октября сообщил на пресс-конференции заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. По его словам, в стране в последние годы сложилась неблагополучная ситуация в части обеспечения авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами. Ежегодно с летной работы по различным причинам, в том числе выход на пенсию, списание по состоянию здоровья, уходят около 700 человек. На подготовку летного состава на новый тип воздушного судна в авиакомпании уходит не менее 3-4 лет, а на подготовку второго пилота в качестве командира воздушных судов требуется 6-8 лет после окончания училища.

По словам замминистра транспорта, "дефицит подготовленных пилотов приводит к снижению уровня профессиональной подготовки членов летных экипажей, включая командиров воздушных судов. Необходимо учитывать, что специализация летного состава воздушных судов гражданской авиации является областью привлечения высококвалифицированных специалистов и носит сугубо избирательный характер". В связи с этим Минтрансом подготовлен проект федерального закона, вносящий изменения в законодательство в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов.

Он отметил случаи приема на работу в авиакомпанию пилотов, имевших серьезные нарушения и замечания по работе в другой авиакомпании. Одним из возможных источников пополнения отрасли подготовленными пилотами в среднесрочной перспективе Окулов назвал возможность привлечения иностранных пилотов. Этим активно пользуются зарубежные авиакомпании, поскольку не имеют законодательного запрета на использование иностранной рабочей силы, что приводит к дополнительному оттоку летного состава. По его мнению, появление у российских авиакомпаний возможности использования высококвалифицированных специалистов иностранных государств позволит не только ликвидировать дефицит летных экипажей, но и ускорит подготовку летного состава по европейским стандартам за счет передачи навыков и опыта, повысить уровень безопасности полетов. Российские авиакомпании поддержали инициативу Минтранса.

"Пилоты уходят в иностранные компании, списываются по различным причинам. Мы получаем в среднем 2,1 тысяч человек дефицита в год по отрасли", - заявил первый заместитель генерального директора "Трансаэро" Дмитрий Столяров. Он отметил, что вопрос нехватки кадров можно решать увеличением провозных емкостей и увеличением нагрузки пилотов, но это неконструктивный метод. "Надо снимать ограничения на привлечение иностранных пилотов. Мы переманиваем летчиков друг у друга, доводя зарплаты до абсурда", - отметил Столяров.

По словам летного директора "Аэрофлота" Игоря Чалика, приход в российские авиакомпании иностранцев не приведет к снижению уровня зарплат российских пилотов, а только снизит темпы их роста. Кроме того, возможность для авиакомпании выбирать пилота, а не искать его, позволит привлекать на работу высококвалифицированных специалистов, что положительно скажется на безопасности полетов.