Большой зал Агатовых комнат - уникального творения Чарльза Камерона, созданного по заказу Екатерины Второй в Царском селе - открыт сегодня, 23 октября в Государственном музее-заповеднике "Царское село" в Санкт-Петербурге. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, реставраторы Царскосельской янтарной мастерской и Государственного русского музея, работая в Агатовых комнатах и, в частности, в Большом зале, придерживались принципа максимального сохранения и консервации, практически ничего не воссоздавали.

Торшеры в виде мраморных фигур весталок с бронзовыми светильниками

Агатовые комнаты, созданные Камероном на вершине моды на натуральный камень в интерьерах (тогда в России были открыты Уральские месторождения яшмы и агата), не были уничтожены во время Великой Отечественной войны, хотя находящийся рядом Екатерининский дворец сгорел. В Агатовых комнатах фашисты устроили нечто вроде казино или театра, стреляли в потолок - реставраторы находили следы от пуль и сами пули. После войны долгое время Агатовые комнаты не реставрировали - все силы были брошены на восстановление екатерининского дворца, потом пришел черед Янтарной комнаты - ее полного воссоздания.

И лишь в 2010 году было подписано соглашение между музеем-заповедником и благотворительным фондом "Транссоюз" ОАО "РЖД", который принял решение профинансировать реставрацию интерьеров павильона "Холодная баня", где на втором этаже располагаются Агатовые комнаты. В декабре 2011 года были открыты Библиотека и Агатовый Кабинет, до сентября 2013 года будут завершены работы в Яшмовом и Овальном кабинетах, Кабинетце и уникальной винтовой Лестнице.

После торжественного подписания акта о завершении работ по Большому залу президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин сказал: "Идея реставрации Агатовых комнат - это идея сохранения материальной истории для будущих поколений". Одним из первых посетителей большого зала стал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, который считает реставрацию Агатовых комнат событием, стоящим в одном ряду с сохранением исторического центра Санкт-Петербурга.

Как отметил директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов, в работе над Агатовыми комнатами требуется координация действий реставраторов разных направлений. Игдалов рассказал, как бережно мыли детским мылом мраморные статуи, как выравнивали и полировали искусственный мрамор, каким образом удалось воссоздать бронзовые светильники в руках мраморных весталок, которые вновь освещают Большой зал. Подлинный наборный паркет XVIII века из редких пород дерева - граба, розы, черного дерева, самшита, тика и амаранта местами стерся до двух-трех миллиметров и его пришлось реставрировать.

"Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность интерьеров, и им это удалось", - подчеркнула директор ГМЗ "Царское село" Ольга Таратынова.