Наталья Эфендиева: Духless. Локальная победа российского кинематографа
Москва, 17 октября, 2012, 19:39 — ИА Регнум. В первый прокатный четверг октября случилось поразительное. Экранизация романа
На протяжении предыдущих 9 месяцев российские фильмы из тех, что рассматривались как зрительские хиты и выпускались копиями числом под тысячу, раз за разом надежд не оправдывали. Их обходил и мощный голливудский блок (с чем все, кажется, давно смирились как с неизбежным злом) и европейские картины. Среди не сумевших реализовать потенциал - "Ржевский против Наполеона", "Август. Восьмого", "Шпион", "Матч" и, что особенно печально и обидно, "Орда", явно выделяющаяся в этом ряду качеством замысла и исполнения. За исключением продукта, сработанного Марюсом Вайсбергом, жанр остальных картин тяготеет к экшену, замешанному на драме в конкретных исторических обстоятельствах. Но даже использование памятного исторического контекста, звездных актерских составов, известного литературного первоисточника ("Шпион"), премии международного кинофестиваля ("Орда") не помогло их создателям переключить внимание россиян с американской и европейской продукции. На этом фоне успешнее оказались фильмы, чьи бюджеты были не слишком высоки: "Тот еще Карлосон", "Мамы", "Самоубийцы", "8 первых свиданий", "Няньки". По всему выходит, что для российского зрителя из всех жанров важнейшим, а для продюсеров - доходным, становится комедия. Хотя к этому развеселому жанру названные картины можно причислить разве что по формальным признакам. Судя по юмору и сюжетным поворотам, культурными героями и вдохновляющими ориентирами в мире кино для Сарика Андреасяна, Егора Баранова, Александра Маляревского, Ашота Кещяна являются братья Уайанс, Джим Абрахамс и
На фоне бесконечных и до сих пор не вылившихся во что-нибудь путное разговоров на предмет спасения российского кинематографа (для кого - тоже не последний вопрос), доверие к нему то, покряхтывая, начинает восстанавливаться, то вновь активно подрывается. Сможет ли интерес, вызванный "Духlessом", распространиться и на выходящие вслед за ним нестыдные отечественные киноработы, будет понятно спустя время. Среди них "Пока ночь не разлучит"
"Пока ночь не разлучит"
Фильм, состоящий из расходящихся и сходящихся линий, с кучей узнаваемых типажей, сыгранных родными кино-, театральными и шоубизнесовыми звездами, массой забавных ситуаций и моментов, Хлебников снял всего за 100 тысяч долларов. Гонорары же съемочной группе и актерам обещаны в виде процента от заработанного в прокате. Симпатичная история про посетителей пафосного московского ресторана и его работников не претендует ни на какие-либо глобальные обобщения, ни на глубину и ширину исследований по поводу современного общества, и вообще не заморачивается на сколь-нибудь серьезные темы. Эпизоды здесь нанизываются один на другой, какие-то провисают и остаются незавершенными, какие-то развиваются и подводят к кульминации. Вялое буржуазно-гламурное времяпрепровождение перебивается кухонными эпизодами, где тоже вполне себе узнаваемые персонажи во главе с колоритным шеф-поваром носятся туда-сюда, матерятся, вызволяют из кутузки своего сотоварища. Авторское сочувствие и понимание явно на стороне последних. Финальная же драка, к которой история несется на полном ходу, порадует всех, кто хоть когда-нибудь соприкасался с чудным и светлым миром чистогана.
"Последняя сказка Риты"
Рената Литвинова свою вторую картину предпочла снять за собственные деньги. 300 тысяч у. е, о чем она и сообщила на пресс-конференции. Дабы недалекие продюсеры не мешали творить и воплощать на целлулоиде все, что ей как сценаристу, режиссеру и актрисе кажется важным и нужным. А важным и нужным ей кажутся вопросы жизни и смерти. Собственно, сама Литвинова и исполнила здесь главные роли: Смерти (в загробном мире) и медсестры Тани Неубивко (в людском). Очевидно, что смерть, как некое завершающее событие в жизни кого угодно (хоть хорька, хоть человека), у Ренаты Литвиновой вызывает какое-то особое отношение с оттенком иронии и ёрничества, что только добавляет обаяния происходящему на экране. История, несмотря на драматизм, трагизм и печаль по поводу близкой кончины девушки по имени
Основное же, что отличает названных режиссеров (и еще несколько не названных) от большинства коллег это умение заставить актеров жить на экране, быть органичными, а не кривляться, соединить эту игру с фоном и сделать героев и сюжетные коллизии достоверными и даже - универсальными для зрителей не только российских, но и стран