Казанские академики - Владимиру Путину: "Проект Минобрнауки РФ ведет к развалу российской науки"
Москва, 15 октября, 2012, 12:45 — ИА Регнум. Коллектив Казанского научного центра
Обращение от имени ученых республики, подписанное председателем
"Коллектив Казанского научного центра РАН (далее - Центр), ознакомившись с проектом государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы от 13 июня 2012 г. (далее - Проект госпрограммы), и обсудив его в коллективах институтов Центра, выражает свою крайнюю озабоченность содержанием Проекта госпрограммы и негативными последствиями для развития науки и технологий в России в случае его принятия.
Представленный Министерством образования и науки РФ (далее - Минобрнауки РФ) Проект госпрограммы не может быть признан удовлетворительным, поскольку не учитывает реальную ситуацию в российской науке и роль в ней государственных академий наук. Государственные академии наук, и, в первую очередь,
Радикально отличаясь от ранее согласованного с РАН и другими государственными академиями наук варианта, данный Проект госпрограммы находится в прямом противоречии с действующим законодательством РФ:
- в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996г. № 127-ФЗ (в редакции от 28.07.2012г., далее - закон №127-ФЗ), с целью обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований
- в соответствии с законом №127-ФЗ, РАН является самоуправляемой научной организацией, которая "...Принимает участие в координации фундаментальных научных исследований... " (п.2 ст.6), и отчет о результатах исследований представляется Президенту РФ и Правительству РФ (п.4.1 ст.6). Однако Проектом госпрограммы предусматривается создание "Единой программы фундаментальных исследований РФ... ", ответственным исполнителем которой выступает Минобрнауки РФ, а РАН, как и другим государственным академиям наук, отведена лишь роль участника. Это противоречит и тексту самого Проекта госпрограммы (стр.94), в котором утверждается, что РАН является "... основным субъектом проведения фундаментальных и задельных исследований Российской Федерации в перспективе до 2020 года...".
Необходимо также отметить, что в результате непродуманных действий по перестройке промышленности и экономики России в целом, в 90-е годы был практически полностью уничтожен сектор отраслевой науки, чем во многом обусловлено технологическое и техническое отставание российской экономики в настоящее время. Несмотря на это, Проект госпрограммы даже не рассматривает проблему восстановления разрушенной связи между фундаментальными и прикладными исследованиями и внедрением инновационных технологий в промышленность. Более того, не предусмотрено участие РАН и других государственных академий наук, являющихся крупнейшими исполнителями проблемно-ориентированных исследований и поставщиками инновационных разработок для реального сектора экономики, в Подпрограмме 2 "Поисковые и прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технического задела в области перспективных технологий". Проектом госпрограммы не предусмотрены меры по внедрению прорывных технологий в промышленность, в том числе по созданию благоприятных условий (налоговых, кредитных и т.д.) для бизнеса.
Государственные академии наук, в том числе и РАН, также не включены в состав участников по иным мероприятиям Проекта госпрограммы: Подпрограмма 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" (стр.130), Подпрограмма 4 "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" (стр.160), Подпрограмма 5 "Международное сотрудничество в сфере науки" (стр.182).
Из представленного Проекта госпрограммы следует, что Минобрнауки РФ будет исполнять функции и государственного заказчика и ответственного исполнителя одновременно. И это вместо принятой во всем мире практики оценки перспектив и результатов исследований на основе мнения ученых-экспертов. Проектом предусмотрено создание Научно-координационного совета (далее - НКС), возглавляемого министром образования и науки РФ, причем "состав и председатели Комитетов НКС утверждаются председателем НКС, по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти", т.е. чиновниками различных уровней. Именно они будут определять приоритетные направления, устанавливать правила и критерии требований, осуществлять оценку результативности. В результате вместо ожидаемого прорыва в области инноваций мы получим очередное увеличение аппарата управления наукой и усложнение отчетности для исследователей.
Целевые индикаторы и показатели, отраженные в Проекте госпрограммы, также вызывают глубокое удивление и недоумение. Эти "индикаторы" в большинстве случаев непродуманны, противоречивы и совершенно не отражают уровень научных исследований и разработок, а также их влияние на развитие инновационной экономики. Более того, Проект госпрограммы и не предусматривает наличие индикаторов по созданию технологий.
Проект госпрограммы совершенно не учитывает сложившуюся и исторически оправдавшую себя традицию тесного взаимодействия вузов с академическими организациями и прикладными НИИ, которая во многом определяла и определяет развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в России. Особо следует отметить, что без интеграции вузов с учреждениями государственных академий наук, и в первую очередь с институтами РАН, невозможно не только успешное развитие научных исследований в вузах, но и подготовка кадров высшей квалификации для инновационного развития России. С учетом мнений, прозвучавших при обсуждении Проекта госпрограммы в коллективах институтов Центра и на Общем собрании Центра (протокол от 12 октября 2012г. №1), считаем, что:
- предложенный Минобрнаукой РФ Проект госпрограммы носит деструктивный характер и ведет к развалу всей российской науки. Проект госпрограммы, как не способствующий развитию науки и технологий в России и не соответствующий законодательству РФ, дискредитирует усилия Президента РФ и Правительства РФ по технологической модернизации экономики России и укрепления ее статуса как современной мировой державы, базирующейся на инновационной экономике;
- необходимо вернуться к проекту государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 -2020 годы, ранее согласованного с РАН и другими государственными академиями наук, и при их активном участии завершить до конца 2012 г. формирование госпрограммы с учетом разработанной Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы".