В Екатеринбурге преподаватели Уральского федерального университета опасаются грядущего снижения заработных плат. Одним из факторов для этого они называют отмену доплат за работу со студентами, обучающимися по контракту. За счёт такой отмены преподаватели в среднем могут потерять по семь-десять тысяч рублей ежемесячно. В то же время открытых протестов пока не наблюдается, но некоторые сотрудники вуза уже якобы подумывают об увольнении и даже о переводе в школы. Ситуацию корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер.

Оказалось, что на деле зарплаты растут, причём опережающими темпами. По сравнению с 2011 годом, за девять месяцев 2012 года средняя зарплата выросла на 28%. У заведующих кафедрами рост произошёл на 12,5%. Профессора стали получать больше на 37%, за девять месяцев 2012 года их зарплата составила 55 тысяч рублей. Средняя зарплата доцента - 36 тысяч рублей (рост за 9 месяцев - 27%). У старших преподавателей рост составил 42%, сейчас они получают в среднем 23 тыс. рублей.

ИА REGNUM: Даниил Геннадьевич, а за счёт чего произошло такое увеличение?

Если говорить про этот год, то с 1 сентября увеличена стоимость почасовой оплаты. Она увеличилась не менее чем на 20%, в зависимости от должности и учёной степени. Ежегодно мы повышаем оклады. У профессорско-преподавательского состава оклады выросли на 14%. С учётом надбавок реальная зарплата преподавателя в среднем вырастает на 10%. Финансирование увеличения зарплаты осуществляется из внебюджетных средств УрФУ.

ИА REGNUM: Некоторые преподаватели УрФУ заявляют о том, что за последние два года их реальная зарплата понижалась трижды. В этот раз убрали доплаты за работу с платными студентами, и сейчас коммерческие и бюджетные студенты идут в одном статусе оплаты. На ставку нужно выработать 900 часов в год. Насколько эта информация достоверна, и чем были вызваны такие меры?

Средняя зарплата, конечно, не означает, что у всех преподавателей зарплаты выросли. Это как средняя температура по больнице. Случаи снижения зарплат редки, но возможны. Например, у преподавателя снизилась нагрузка. Ко мне как-то приходил один из преподавателей, у которого как раз произошло понижение зарплаты. Я проверил. Действительно, у него понизилась зарплата, но это произошло из-за того, что у него снизился объём нагрузки.

По поводу отмены доплат за платных студентов всё верно на централизованном уровне такие доплаты мы убрали. Это принципиальная позиция, и она проводится не только нами, но и Министерством образования и науки РФ - все студенты должны быть равны. Но у нас есть, как правило, свои стимулирующие фонды у кафедр, у институтов. Они на своём уровне вполне могут делать стимулирующие доплаты. Решение об их введении могут принимать директора институтов УрФУ, выпускающих кафедр и департаментов.

ИА REGNUM: Какие факторы являются или в ближайшее время станут решающими при определении размера зарплаты?

Номер один для нас - это программа стимулирования научных публикаций. У нас всё больше преподавателей получают надбавку в размере более 200 тыс. рублей в квартал за публикации в цитируемых мировых изданиях. Всё больше публикаций делают преподаватели гуманитарных дисциплин. Второе направление - это награды за победы в конкурсах, в том числе, на получение грантов. У нас в 2012 году объём научной деятельности достигнет 600 млн рублей, и более двух третей этой суммы идёт на выплаты. Номер три - это повышение окладов и почасовых ставок. Отмечу, что мы увеличиваем их не ниже чем в два раза больше задания государства. То есть здесь мы полностью на стороне преподавателей. Зарплаты научно-педагогических работников должны расти! В УрФУ средняя зарплата уже на 20% выше средней по Свердловской области, но на этом нельзя останавливаться.

Четвёртое направление у нас - это рейтинг профессорско-преподавательского состава. Пока мы не делаем на него большой ставки, но в 2012 году уже увеличили фонд для стимулирующих выплат по рейтингу преподавателям на 30%. Но ещё большее значение при повышении зарплаты имеет изменение характера организации преподавательского процесса.

ИА REGNUM: То есть?

Мы перешли на двухуровневую систему образования. С чего весь мир переходит на бакалавриат? Не только потому, что это лучше, а потому ещё, что это экономически эффективно. Во время обучения студент, особенно в первые два года, получает базовую подготовку. Это же во всём мире общий тренд, что молодые люди всё с меньшими знаниями выходят из школ. Первые годы университет, по сути, их доучивает. Поднимается общая подготовка, которая позволяет в дальнейшем осваивать профессии и менять направление своей желаемой деятельности. Это выгодно и студенту, и университету, потому что занятия проходят в больших потоках, и это не вредит качеству образования. Также в учебный процесс должны входить и дистанционные технологии обучения, их мы сейчас также развиваем. У нас сейчас на одного преподавателя приходятся больше восьми студентов, а в лучших западных вузах - 20. Но при этом за счёт дистанционных технологий нагрузка в разы ниже, а качество обучения гораздо выше. Соответственно, и зарабатывает вуз больше, а у преподавателя - больше времени на занятие наукой. Всё это также позволит существенно повысить зарплату профессорско-преподавательскому составу.

ИА REGNUM: Какие планы по повышению зарплат преподавателей УрФУ на перспективу?

Продолжать увеличивать опережающими темпами, также, как и сейчас. Но главное увеличение произойдёт тогда, когда мы существенно изменим организацию учебного процесса. На это нужно, я так полагаю, года три. Потому что здесь важно не только грамотно составить расписание, но и нужны большие лекционные и мультимедийные аудитории. Это всё время и деньги, но в итоге оно ведёт к росту зарплат и создаёт условия для повышения эффективности образовательного процесса.