Процесс объединения ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто" излишне политизируется. Об этом Александр Лукашенко заявил 4 октября, в интервью межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Полная версия телеинтервью была показана вечером 8 октября.

Переговоры о создании российско-белорусского холдинга на базе белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ" (где 49,9% акций принадлежит госкорпорации "Ростехнологии") идут около двух лет. Лукашенко считает, что единый автомобильный холдинг в рамках Союзного государства может появиться, однако лично он отстранился от данного процесса и считает, что вопросы переговорного процесса напрасно были вынесены на президентский уровень.

В частности, Лукашенко сказал: "Я не знаю, на каком этапе сейчас идут эти переговоры. Я отстранился от них после последнего разговора с российским премьер-министром. С президентом России мы обсуждали это вопрос, но последний имел место с Дмитрием Медведевым. Мы пришли к выводу, что некоторые руководители отдельных холдингов как в России, так и в Белоруссии стараются вывести коммерческие вопросы, которые они должны решать, на политический уровень. Я Дмитрию Анатольевичу сказал прямо, что нам не нужно лезть в эти переговоры. Пусть разговаривает руководство МАЗа и КамАЗа, вносят конкретные предложения, договариваются. Наше дело, как говорится в России, царское: "освятить", а дальше "идите работать".

Напомним, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". В 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы минского автозавода в $800 млн, однако белорусская сторона посчитала данную оценку заниженной. Стороны постоянно подтверждали заинтересованность в сделке. Так, 28 августа вице-премьер Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ", а также на базе белорусского госпредприятия "Гомсельмаш" и российского частного предприятия "Ростсельмаш". По словам Семашко, создание "Росбелавто" может быть создана первой, т.к. документы об образовании холдинга "находятся в высокой степени готовности" и вскоре будут предоставлены на рассмотрение президента Белоруссии.

Недавно, 26 сентября глава российской госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов прокомментировал ход переговоров о создании холдинга "Росбелавто", отметив: "Туго идут. Дело в том, что мы сделали свою новую оценку, а в Белоруссии тоже была сделана новая оценка. Мы знаем, что первоначально были сделаны одни оценки, они (белорусы) сделали вновь. Прошло два года, поэтому мы переоценили тоже. Поэтому нам сейчас нужно сесть и договориться, принимается ли эта оценка белорусской стороной". Чемезов напомнил также, что два года назад оценка "КАМАЗ" ненамного превышала $1 млрд, а сейчас превышает $2 млрд. В 2011 году Ernst & Young оценила ОАО "МАЗ" в $0,8 млрд, а теперь минский автозавод оценивается в $ 1,6 млрд, сообщил Чемезов. Российская сторона, сказал Чемезов, заинтересована в создании холдинга "Росбелавто" до конца 2012 года - как и планировалось ранее. При этом, отметил он, согласие германской компании Daimler, которой принадлежит 11% акций ОАО "КАМАЗ", ещё не получено. Чемезов уточнил: "Пока еще ведутся переговоры, и нам еще согласия пока никакого получать не надо, потому что мы с Белоруссией пока еще до конца не договорились".

В опубликованном 28 сентября интервью Чемезова заявил: после объединения ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто" контрольный пакет СП будет находиться у российской госкорпорации "Ростехнологии". В частности, он сказал: "У нас есть рекомендации правительства сохранять как минимум блокирующую долю в автомобильных активах. У нас 49,9% КАМАЗа, и мы не собираемся их продавать. Нам пока такого разрешения никто не давал. Но мы собираемся вложить этот пакет в совместное предприятие с МАЗом". Чемезов отметил также: "СП позволит нам расширить рынок и самим производить в Белоруссии КАМАЗы, которые впоследствии мы планируем продавать и в Европе".

Ранее, 21 сентября глава Минпрома Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что процесс объединения в автохолдинг "Росбелавто" минского и камского автозаводов завершится к марту 2013 года. Заинтересованность сторон в создании "Росбелавто" сохраняется, стороны значительно продвинулись в переговорном процессе. По словам чиновника, сроки затянулись в результате финансового аудита белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ", а также разработки соглашения по управляющей компании белорусского холдинга "Белавтомаз" - ОАО "МАЗ" является управляющей компанией белорусского холдинга.

Летом 2012 года проблематику создания "Росбелавто" прокомментировали представители Совмина Белоруссии. В частности, первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что рыночная цена активов белорусского ОАО "МАЗ" составляет $1,1 млрд, а российского ОАО "КАМАЗ" - $1,6 млрд. Исходя из этой оценки, холдинг "Росбелавто" будет создан по принципу "50 на 50", однако учитывая разницу стоимости активов, МАЗ внесёт фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. Александр Лукашенко, комментируя проблему слияния компаний, 14 июня заявил: "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".

Как сообщало ИА REGNUM, 4 октября Александр Лукашенко заявил: экспорт за пределы Таможенного союза без уплаты вывозных пошлин в российский бюджет нефтепродуктов ("растворителей", "разбавителей" и "смазок"), выработанных из российской нефти, был выгоден и белорусской, и российской сторонам.