Так называемое "дело Вардана Осканяна", связанное с лишением экс-министра иностранных дел Армении, главы фонда "Сивилитас" и видного члена партии "Процветающая Армения" депутатской неприкосновенности по ходатайству прокуратуры республики, продолжает определять растущий градус накала внутриполитической жизни страны.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в защиту своего близкого соратника, обвиняемого в отмывании денег, решительно выступил второй президент республики Роберт Кочарян. По словам последнего, данный случай, в частности, стал "вопиющим примером самодискредитации парламента" и неизбежно приведет к негативным репутационным последствиям для страны.

Намек на международный аспект вопроса не случаен. Практически на протяжении всей новой истории Армении любые внутриполитические коллизии так или иначе отражаются на международном положении страны (кстати, верно и обратное утверждение - международный аспект очень сильно присутствует в армянской внутренней политике). Данный случай зримо подтверждает этот факт.

"Казус Осканяна" уже нашел освещение в Washington Post, и, разумеется, был подан в невыгодном для армянских властей свете. Газета попыталась представить данный факт как пример кампании против общественных организаций, финансируемых Западом. Это неправда, но зато вполне соответствует кампании, развернувшейся в США в связи с соответствующими проблемами НПО в России. А значит, способно создать соответствующий общественный настрой. Аналогичная реакция последовала со стороны американского и немецкого посольств в Ереване, причем германский посол Райнер Морел прямо сказал, что это - "особый случай", и власть должна смириться с тем обстоятельством, что "мы обращаем внимание на такие случаи и критикуем их". Нет сомнений, что критические высказывания последуют и со стороны ПАСЕ, на рассмотрение которой историю Осканяна выдвинут его однопартийцы по партии "Процветающая Армения".

О том, что такая реакция на международном уровне неизбежна, еще до обсуждения депутатами прокурорского ходатайства говорилось многими политиками, в том числе - и некоторыми представителями правящей Республиканской партии Армении. Однако власть данное обстоятельство проигнорировала. Возможно, потому, что официальный Ереван сильно разочарован позицией Запада в отношении состоявшихся в мае выборов в парламент республики. До выборов со стороны ЕС звучали обещания выделить стране не менее 1,5 млрд евро в виде помощи и инвестиций, но затем эта тема была забыта, поскольку, на взгляд "европейских кураторов", выборы оказались не столь чистыми и транспарентными, как ожидалось.

Это стало ощутимым ударом по планам властей, уже достаточно далеко шагнувшим по пути интеграции с Европой. Кроме того, Западу пока ничего не удается сделать в плане разрешения нагорно-карабахского конфликта и возобновления замороженного по вине Анкары армяно-турецкого диалога. Так что, Еревану недолго было и разочароваться западных партнерах. И в этом смысле ситуация в какой-то мере начинает напоминать процессы, связанные с "проблемой Юлии Тимошенко" на Украине, которая, как и Армения, является участником европейской программы "Восточное партнерство", нацеленной на поэтапную евроинтеграцию её участников.

Сработал и фактор диаспоры. Это очень важный момент, поскольку затрагивает вовсе не проблему имиджа, а является вопросом, связанным с национальным единством. Видные представители зарубежного армянства, такие, например, как весьма известный канадский режиссер Атом Эгоян или популярный американский рок-музыкант Серж Танкян выступили с крайне резких позиций. В их заявлениях, исполненных "чувствами возмущения и потрясения", Осканян назван "прекрасным политиком, преданным идее процветания Армении", а обвинения в его адрес квалифицируются как преследование, имеющее политический и заказной характер и негативно сказывающееся на процессе демократизации страны.

И это не всё. "Четким политическим преследованием" назвали происходящее также и депутаты от АРФ "Дашнакцутюн" - партии, основные руководящие структуры которой находятся на Ближнем Востоке, США и в Европе и имеют существенное воздействие на все стороны диаспоральной жизни, в частности - на лоббистские структуры диаспоры. С осуждением выступила партия "Наследие", лидер которой, экс-министр иностранных дел Армении Раффи Ованесян, также является представителем армянской диаспоры США.

Последнее обстоятельство многое объясняет. Вардан Осканян - один из ярких и самых известных представителей зарубежного армянства в современной Армении. Родившись в состоятельной армянской семье в сирийском Алеппо, он затем долгие годы жил в Америке, учился в Тафтском и Гарвардском университетах, а в Армению приехал в начале 90-х гг. прошлого века. С 1992 года - на дипломатической службе, с 1998-го по 2008 годы, в период президентства Роберта Кочаряна, был министром иностранных дел. Наивно было бы считать, что преследование в отношении такой фигуры (чем бы это преследование ни объяснялось) оставит ведущие диаспоральные круги равнодушными. И вряд ли армянская власть ожидала в этом смысле чего-то другого, но считаться с этим также не стала.

Дело в том, что идея "единства исторической родины и диаспоры" подверглась большому испытанию в 2009 году, когда в Цюрихе были парафированы армяно-турецкие протоколы о нормализации взаимоотношений двух стран. Западноармянская диаспора, состоящая, в большинстве, из потомков жертв Геноцида 1915 г. в Османской Турции, отнеслась к этому шагу Еревана с недоверием и подозрением. Говорилось, что Армения "отказывается" от политики международного признания факта Геноцида армян, игнорирует интересы и подходы зарубежных соотечественников в этом ключевом для них вопросе. И хотя протоколы так и не ратифицированы, а Ереван устал объяснять, что ни о каком "предательстве национальных интересов" и речи нет, отношения явно охладели.

В свете этого очень любопытной выглядит позиция Союза армян России (САР) во главе с известным бизнесменом Ара Абрамяном. Сперва СМИ распространили заявление САР, в котором содержались резкое недовольство действиями прокуратуры в отношении "символа интеллектуальной внешней политики Армении" - Вардана Осканяна и призыв начать сбор подписей в его защиту. При этом фигурант скандала был назван по имени-отчеству (Вардан Минасович Осканян), а это доказывает, что текст заявления создавался в России - для армян, поскольку в западной диаспоре, такое обращение совершенно нехарактерно. Буквально через несколько часов на сайте САР появилось суховатое опровержение, гласящее, что никакого заявления не было. Впрочем, о поддержке действий властей Армении тоже ничего сказано не было. Получается, что у САР и его руководителя по этому вопросу определенного мнения нет.

Думается, в САР ожидают развития событий. Понятно, что, решительно взяв под защиту своего соратника, экс-президент Кочарян, топ-менеджер российской АФК "Система", полностью задействует все доступные ему политические и предпринимательские связи в Москве, чтобы оказать влияние на ситуацию. Это означает, что Кочарян - быть может, даже вопреки собственному желанию - вынужден напрямую вступить в ожесточающуюся внутриполитическую борьбу, причем - с привлечением "российского ресурса".

Вопрос - как это всё скажется на развитии ситуации в стране - предмет отдельного разговора. Но уже ясно, что республика вступила в этап "борьбы компроматов". В интернет-СМИ в очередной раз (перед выборами) всплыла информация, что лидер партии "Процветающая Армения" Гагик Царукян в 1980-х гг., работая в милиции, получил тюремный срок за изнасилование и отбывал наказание в уголовно-исправительном учреждении, предназначенном для сотрудников правоохранительных органов - в Нижнем Тагиле". Затем "за примерное поведение" был досрочно освобожден. А вот полное оправдание со стороны Верховного суда Армении получил лишь "в самом расцвете правления президента Роберта Кочаряна". К этому издание добавляет, что "ходатайство об оправдании в судебном порядке Гагика Царукяна было представлено одним из выдающихся политических деятелей, который в настоящее время перешел на сторону оппозиции, и чье имя пока мы не считаем нецелесообразным указывать".

Забавно, но и это также напоминает некоторые очень известные реалии недавней политической борьбы на Украине. Проблема, однако, в том, что, в отличие от Украины, экономика которой некогда давала до половины ВВП Советского Союза, блокированная Анкарой и Баку Армения куда более уязвима и зависима от внешнеполитических обстоятельств. И сегодня важно понять, захочет ли Россия минимизировать ущерб, который может возникнуть в результате одновременного охлаждения отношений Еревана с Западом и с диаспорой.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)