Если единая валюта Союзного государства Белоруссии и России будет печататься в едином эмиссионном центре на территории России, то следствием этого станет подрыв независимости официального Минска. Об этом заявила председатель правления Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова, отвечая на вопросы в ходе прямой линии правительственной газеты "Звезда" ("Звязда").

"Мы можем потерять независимость, если передадим свой эмиссионный центр в Российскую Федерацию. Однако подобным образом вопрос сегодня не стоит. Нынешний этап развития Союзного государства Белоруссии и России не предусматривает создания единого эмиссионного центра. Дальше жизнь покажет, как будут развиваться интеграционные процессы", - заявила Ермакова в опубликованном 28 сентября интервью.

Председатель Нацбанка Белоруссии не согласилась с утверждением о том, что сегодня Союзное государство находится в "подвешенном состоянии", отметив: "Нет. Союзное государство Белоруссии и России сейчас - самый "продвинутый" и эффективный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Тем не менее, наше межгосударственное взаимодействие теперь находится на том уровне, который не предусматривает введение единой денежной единицы. Поэтому в ближайшее время у каждой страны будет своя валюта".

По словам Ермаковой, слухи о новой валюте Белоруссии - талерах - слухи и не более того, никогда таких денежных знаков не печаталось. Глава НБРБ отметила также, что в ближайшие годы не стоит ждать компенсации "советских" вкладов. "Ни в этом году, ни в 12-13-м, ни в 2014-м компенсации "советских" вкладов не будет, - сказала Ермакова. - Пока что бюджет не предусматривает соответствующих выплат населению. Однако вопрос с повестки дня не снят. Государство не отказалось от идеи компенсации вкладов советских времён".

Напомним, Союзное государство Белоруссии и России, которое является более тесной формой интеграции по сравнению с Таможенным союзом и ЕЭП, до сих пор не имеет единой валюты. Не появилось таковой и в СНГ за все годы его существования. По мнению ряда экспертов, введение единой валюты в рамках Евразийского союза представляется процессом весьма проблематичным. Например, экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин считает, что введение российского рубля в качестве единой валюты "интеграционной тройки" (России, Белоруссии и Казахстана) на данном этапе является "неэффективным" и невыгодным для РФ шагом. По мнению белорусского экономиста Леонида Злотникова, не столь уж очевиден ответ на вопрос, выгодна ли единая валюта для Белоруссии и Казахстана в перспективе развития интеграции с Россией.

Также напомним, выступая 15 июня в Санкт-Петербурге, председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил проработать вопрос введения единой валюты Евразийского союза России, Казахстана и Белоруссии. Накануне, 14 июня Александр Лукашенко прокомментировал опубликованные 13 июня заявления посла России Александра Сурикова о необходимости возобновления обсуждения вопроса о введении единой валюты Союзного государства Белоруссии и России. Лукашенко заявил: " У нас - белорусские рубли, у вас - российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля - это не катастрофа".

На следующий день, 18 июня, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая заявила, что вопрос о введении единой валюты объединённых в Таможенный союз и ЕЭП, участвующих в формировании Евразийского союза Белоруссии, России и Казахстана в настоящее время не актуален.

После этого, 19 июня, председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила, что к 2015 году будет сформирован Евразийский союз и у него должна быть единая валюта - таковой может стать российский рубль. "Если мы строим полноценное, не декоративное, а интеграционное объединение, то оно должно полноценно функционировать", - заявила Матвиенко. Она отметила, что не видит ни юридических, ни финансовых препятствий для создания единой валюты и подчеркнула: "Здесь нужна политическая воля руководителей государств, а дальше пусть работают Центробанки, финансовые службы". Матвиенко уточнила: "В качестве единой валюты будущего Евразийского союза может выступить российский рубль. Рубль имеет более устойчивое хождение в мире, признание и так далее".

Как сообщало ИА REGNUM, 17 января Александр Лукашенко заявил, что введение единой валюты в ЕЭП является вопросом долгосрочной перспективы, тема валютного регулирования не обсуждалась на высшем уровне. "Мы еще данные вопросы не обсуждали. Мы не исключаем, что может быть единая валюта. Но это должна быть новая валюта, как в Европейском союзе, некое "евро", но ни тенге, ни белорусский рубль, ни российский, а что-то в плане единой валюты. В первом приближении, когда мы обсуждали этот вопрос, мы об этом говорили. И россияне, и казахстанцы, и мы сходимся на том, что это нормально", - сказал он.

Отметим, Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России, подписанный 08.12.1999 Борисом Ельциным и Александром Лукашенко, предусматривает единую валюту и эмиссию из единого эмиссионного центра. Статья 13 договора гласит: "1. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается. 2. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в соответствии со статьей 22 настоящего Договора".

В статье 22 договора говорится: "В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. Единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками".