Сергей Шакарянц: Кто заинтересован в расформировании Минской группы ОБСЕ по Карабаху

Москва, 28 сентября 2012, 00:28 — REGNUM  Общество Армении подверглось своеобразной "психической атаке", когда в день завершения учений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ 19 сентября некие круги (конечно, со ссылками на "достоверный источник") начали распространять сведения о "проникновении афганских талибов" в Армению. Комментариев было немало, но вряд ли от кого ускользнуло, что день начала "психической атаки" был приурочен именно к последнему дню учений КСОР.

Если эту акцию сопоставлять с теми сообщениями, которые шли в течение сентября из самого Афганистана и республик Средней Азии, то становилась вполне достоверной версия, что неким силам крайне выгодно создать впечатление, что после 2014 года, когда, согласно объявленным планам администрации президента США Барака Обамы, из Афганистана будут выведены все воинские контингенты США и НАТО, страны СНГ станут первой мишенью движения "Талибан". И вот "талибы проникают" уже аж в Армению...

Интересно и то, что почти в те же сроки, т.е. в течение сентября, те же круги актуализировали явно искусственный спор (в основном - посредством электронных СМИ) относительно того, куда Армении податься - в Евросоюз или в ещё даже и на бумаге не существующий Евразийский Союз. Кроме того, подвергалась завуалированной критике и доктрина армянского государства по обороне и безопасности, где у каждой из только двух существующих в настоящее время военно-политических структур - ОДКБ и НАТО, есть свои чётко обрисованные места и значения.

История с "делом Сафарова", конечно, порядком набила оскомину многим, но призываем её ни в коем случае не предавать забвению - в конце концов, хоть венгерско-азербайджанская сделка имела место в последний день августа, тем не менее, её последствия развивались тоже в сентябре. И, наконец, именно в сентябре, да ещё почти сразу же после переговоров министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон в рамках саммита АТЭС во Владивостоке, американская сторона в форме неназванного "высокопоставленного чиновника госдепартамента США" дала понять, что Вашингтон, по сути, ставит под сомнение фактор Минской группы (МГ) ОБСЕ (напомним, что в этом - также и суть позиций Азербайджана и Турции): "Вопрос заключается в том, можем ли мы сейчас способствовать уменьшению напряженности между Арменией и Азербайджаном". В свою очередь, сайт МИД РФ опубликовал комментарий, в котором отмечается, что С.Лавров и Х.Клинтон "выразили намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта".

На какое-то время вернёмся к вопросу о "деле Сафарова". Помнится, первой реагирующей стороной были именно США. И, судя по развитию американской реакции, в особенности по заявлению "высокопоставленного чиновника госдепартамента", именно Вашингтон более всех возрадовался появлению причины поставить под сомнение само существование МГ ОБСЕ, не говоря уже о продолжении её миротворческих усилий в составе тройного сопредседательства. Иными словами, причинно-следственная связь налицо.

Почувствовав столь ощутимую поддержку, 10 сентября министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони в письме на имя своего армянского коллеги Эдварда Налбандяна счёл возможным даже угрожать: "Приостановление дипломатических отношений между нашими странами может привести к серьёзным последствиям, которые будут противоречить интересам Армении". Правда, 26 сентября "мучающийся" пантуранизмом Будапешт в дипломатической ноте для МИД Армении выразил заинтересованность в восстановлении дипотношений между странами без предусловий и больше не шантажировал "серьёзными последствиями". Видимо, венграм в течение 16 дней было дано понять с самых разных сторон, что "то, что можно богу, нельзя свинье". А теперь обратим внимание на публикацию в The New York Times от 10 сентября (автор - американский профессор Питер Ратленд, статья "Два шага назад на Кавказе"). Честные американцы всё же не перевелись, оказывается.

Суть публикации - жест, сделанный 3 сентября недавно назначенным новым послом США в Азербайджане Ричардом Морнингстаром в Баку, усилил угрозу возобновления военных действий в кавказском регионе, ибо жест этот содержал "два ошибочных месседжа". Ратленд писал, что Морнингстар выразил уважение экс-президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, возложив венок к его памятнику в центре Баку - "очевидно", что это входит в стандартный протокол американских послов при прибытии в Баку. Однако "фотографии также ясно показали, что посол склонил голову перед памятником, хотя пресс-секретарь госдепартамента позже опровергла это", пишет он. Нас в Армении интересует второй "ошибочный мессидж" американского посла, выявленный профессором Ратлендом. "Это мессидж для Армении и его главного союзника - России о том, что США являются безоговорочным сторонником правительства Азербайджана". "Стратегические интересы - каспийская нефть, успех в Центральной Азии, сдерживание Ирана - имеют большее значение, чем тонкости прав человека и демократических процессов", - утверждал автор. А это, как отмечает Ратленд, делает почти невозможным ожидание Армении, что США будут действовать в качестве честного посредника в мирном процессе по Арцаху-НКР. Напомним - это мнение не какого-нибудь русского или прорусски настроенного армянина, это мнение американского профессора П.Ратленда, о политике его собственной страны в Закавказье и по карабахскому вопросу в частности.

И посоветуем армянской общественности запомнить это мнение. Теперь посмотрим, чем "фонили" и продолжают "фонить" вполне известные отечественные политические партии и блоки, отдельные личности и деятели, электронные и обычные СМИ определённой направленности и т.д. 2 марта 2012 г. в Итоговой резолюции 7-го съезда партии "Жарангутюн" ("Наследие") было указано и принято-утверждено: "Партия "Жарангутюн" считает несвоевременным продление срока дислокации российской военной базы на территории Армении и неоправданным участие республики за счёт своего суверенитета в любых инициативах по созданию единой организации вокруг российской оси с участием постсоветских республик". Казалось бы, в этих словах нет даже намёка на то, что партия "Жарангутюн" собирается бороться за демонтаж и вывод российской базы из Армении. Но зачем об этом говорить представителям данной партии, тем более что её лидер Раффи Ованисян - бывший министр иностранных дел, дипломат, если об этом в той или иной мере и форме могут "высказаться" журналисты, эксперты, деятели и т.д.?

Дипломат по натуре - личность осторожная: чем чёрт не шутит, вдруг завтра станешь президентом? И волей-неволей придётся иметь дело с той же Россией, тем более - командованием российских военных. На "использование" всегда есть неразборчивые или просто недалёкие по уму лица... Вот перл от 2 сентября одного из армянских СМИ: "Не исключается, что цель России - воспользоваться учениями ОДКБ и ввести войска в зону карабахского конфликта, чтобы окончательно привязать к себе Армению". Статейка именовалась "Россия провоцирует Армению", имя-фамилия автора в данном случае особого значения не играет. Речь идёт о закончившихся учениях КСОР ОДКБ, к которым те же самые круги и приурочили "шутку" о проникновении талибов в Армению. Спрашивается - и кто же тут и кого и на что провоцирует?

Безусловно, нет и намёка на то, чтобы подобные авторы хотя бы ради приличия принесли бы извинения - нет, ни России. Ни нам. А своим собственным читателям-почитателям, да и истинным хозяевам своих СМИ - ведь публиковать подобную ересь на самом деле означает делать всё, чтобы падал и падал смысловой рейтинг того СМИ, в котором изо дня в день под разным авторством публикуется подобная ахинея. А в чём фишка-то? У автора богатая фантазия. Русским не нужны войска на северной границе Ирана - а это и есть зона карабахского конфликта, русские всегда могут "бить" по Ирану, "если что", с Каспия. Русским могут понадобиться войска только для того, чтобы на северных границах Ирана не оказались бы войска США или НАТО. Авторам подобных "идей" надо портить уж точно не газетную бумагу. Всегда в зону конфликта ввести войска хотел Запад, конкретно - США.

А вот как "фонили" ложью 11 сентября: "Важнейшим фактом, предшествующим разыгравшемуся сюжету [речь о "деле Сафарова" - прим.], являлась активизация усилий России в создании Евразийского Союза...". Важнейшим фактом, предшествующим сюжету с "делом Сафарова", было заявление министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу от 25 августа: "Мы хотели бы, чтобы переговоры между Арменией и Азербайджаном также проходили в Стамбуле". 27 августа Турция ещё раз сигнализировала, что она готовит - председатель группы дружбы с Азербайджаном в парламенте Турции Недждет Унювар повторил тезис главы своего МИД, что Стамбул мог бы стать лучшей площадкой для встреч руководителей Азербайджана и Армении по урегулированию конфликта. А 30 августа посол США в Армении Джон Хефферн честно и добросовестно дал понять, откуда "ушки растут" у турок в этом вопросе: США хотят, чтобы армяно-турецкие протоколы были ратифицированы и реализованы, и открытие границ является одной из важнейших целей, полезной и для Турции, потому что примирение будет выгодно народам обеих стран, и ищут другие возможности для примирения, и есть определённые сферы, где сотрудничество возможно без дипломатических отношений и открытия границ. В том же интервью американский дипломат подтвердил и другое: "Мы стремимся, чтобы Армения направила свои взгляды и на Запад. Мы не хотим конкуренции, не хотим занимать чьё-то место, но считаем, что Армении было бы полезно идти в направлении западных ценностей".

Уже 3 сентября в Турцию прибыл, как писали, с неожиданным визитом директор ЦРУ США генерал Дэвид Петрэус. Чтобы не показалось, что очередная волна "инициативной активности" тандема США-Турция касается только Армении и Закавказья, напомним: Анкара 4 сентября выступила с ещё одним "посредничеством" - на сей раз между Азербайджаном и Туркменией в их споре по месторождениям углеводородов на Каспии. К слову - только и именно 4 сентября МИД Армении, наконец, внятно заявил, что вмешательство Турции в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта или попытки стать посредником в переговорах исключаются.

5 сентября известный "примиритель" Армении с Турцией - Швейцария, начала навязываться и в качестве "примирителя" Армении с Венгрией. И вот и квинтэссенция - 10 сентября некий "высокопоставленный сотрудник госдепартамента США", видимо, после предварительного обсуждения с госсекретарём Х.Клинтон, заявляет на брифинге, что госдеп не уверен в том, имеет ли смысл на фоне инцидента с Сафаровым организовывать мероприятия в рамках процесса мирного урегулирования конфликта. Как он подчеркнул, возникает вопрос, а имеет ли это смысл сейчас, и "можем ли мы способствовать снижению напряжённости в отношениях между Арменией и Азербайджаном?", отметив: "Обстановка более сложна в этом году в свете последнего инцидента". Таким образом, между Клинтон и Лавровым, по его словам, состоялся "общий разговор на предмет того, можно ли охладить ситуацию и улучшить атмосферу".

Так что же реально предшествовало "делу Сафарова"? Судя по изложенной хронологии, только одно - попытка тандема США-Турция торпедировать не просто формат МГ ОБСЕ, а именно саму МГ ОБСЕ, и поскольку нам трудно представить, что острие американо-турецкого "союза" по Арцаху-НКР было направлено против Франции, напрашивается одно единственное возможное предположение. Нужна "новая" МГ ОБСЕ, где вместо России была бы, допустим,... Турция, а США "под сурдинку" реанимируют Протоколы. Или же инициируют подписание неких новых армяно-турецких документов. Всё понятно - США, несмотря на вышеприведённые цитаты из заявлений посла Хефферна, тем не менее, конкурируют с Россией (ЕС не в счёт - он погряз в финансово-экономической долговой яме и не смеет ни в чём противиться Вашингтону).

Только не понятно - при чём тут интересы Армении и армянского народа? Почему США в очередной раз пытаются "решать свои проблемы с русскими", идя на откровенное игнорирование коренных интересов Армении и армянского народа? А теперь вспомним ещё и ещё раз выводы американского профессора П.Ратленда из The New York Times за 10 сентября: кто постоянно ратовал за изменение формата или даже роспуск формата МГ ОБСЕ? Турция и Азербайджан. Кто сейчас поддерживает турок и азербайджанцев в этой "инициативе"? Госдепартамент США. И последний вопрос: как назвать тех в Армении (и, не дай бог, конечно, - но если таковые появятся, и в Арцахе-НКР), которые, пиная ногами эту самую МГ ОБСЕ, просто потакают даже не тандему в этом вопросе, а трио США-Турция-Азербайджан?

На наш взгляд, не зря 6 сентября, когда министр обороны Армении Сейран Оганян принимал председателя подкомиссии внешних отношений по делам Европы и Евразии Палаты представителей, конгрессмена США Дэна Бартона, то, приветствуя гостя и высоко оценив содействие Конгресса США развитию армяно-американского военного сотрудничества, в частности, в сфере военного образования и реформ, в то же время подчеркнул необходимость сбалансированного подхода США по отношению к странам региона. У нас нет оснований не верить этой информации пресс-службы Минобороны Армении. Но зададимся вопросом - а с чего же глава оборонного ведомства Армении был вынужден заговорить об этом и именно сейчас? Следовательно, у военного командования Армении есть более чем веские основания для этого. В конце концов, а разве в Минобороны или даже в правительстве Армении не знают о том громадном влиянии, которое имеют те же США на Турцию, на Израиль, на Пакистан и т.д.? Те страны, которые усиленно вооружают Азербайджан на протяжении как минимум пары последних лет...

И непрекращающиеся вооружённые провокации азербайджанцев на линии фронта в Арцахе-НКР, на границах с Арменией - кому не понятно, что это в том числе и следствие того, что старшие стратегические партнёры Азербайджана усиленно вооружают и науськивают Баку? Недавняя гибель ещё одного солдата-армянина на боевом посту - тому красноречивое подтверждение. Потому что, если уж кто-то не хочет, чтобы была в регионе новая война, то не стал бы вооружать сторону конфликта, которая и была изначально настроена агрессивно. Кто не помнит - напоминаем: военная стадия конфликта началась с того, что в ночь с 31 декабря 1991 г. на 1 января 1992 г. азербайджанцы "поздравили с Новым годом" армян Арцаха-НКР, начав массированные ракетные обстрелы Степанакерта и ряда других населённых пунктов. В том числе - и из признанного оружием массового уничтожения (ОМУ) зенитно-ракетных установок БМ-21 "Град". Но, как видим, ближайшие региональные друзья и союзники США совершенно беспрепятственно вооружают Азербайджан - и США при этом просто в роли бесстрастного наблюдателя.

Нам могут возразить и напомнить и о передаче вооружений Азербайджану со стороны, допустим, России, Украины, Белоруссии... Мы список можем продолжить - там и Словакия, и Венгрия, и ещё немало иных "интересных" стран. Но давайте согласимся: то, чем промышляют Турция, Израиль и Пакистан, те объёмы сумм и т.д., они просто затмевают даже пресловутые Агдамские военные склады, уступленные Россией азербайджанцам времен президентства Бориса Ельцина и не идут ни в какое сравнение с теми поставками военного значения, которые шли из указанных стран уже в послеельцинскую эпоху. Таков закон рынка вооружений - если есть покупатель, то продавцы "слетаются", мол, "рынок есть рынок" и т.д.

Зачем, всё-таки, всё это нужно США, если Вашингтону не составляет особого труда прекратить вакханалию? Пусть на этот вопрос ответят сами американские официальные лица. Мы же также напомним о том, что начиная с 11 сентября, ситуация с "атакой" на конкурентов идёт повсеместно, а не только в сфере армяно-азербайджанских отношений и, конкретно, в плане урегулирования по Арцаху-НКР. И опять - при преобладании "турецкого фактора". Ну, например - с 11 по 26 сентября шли совместные киргизско-турецкие военные сборы по десантно-диверсионной подготовке и внутренней безопасности, а 11-14 сентября в акватории Батуми шли совместные грузино-турецкие учения на море.

Но нам, как всегда, помогают понять суть приготовлений США и их ставки на Турцию особо ориентированные силы внутри самой Армении. Вот что, допустим, писалось 11 сентября, когда турки приступили к своим учениям: "Армения окончательно решила разделить внешнеполитический курс на два направления, чтобы не обидеть ни Запад, ни Россию. Армения предпочитает в сфере безопасности работать с ОДКБ и Россией, а в экономическом плане интегрироваться с Западом... Руководство России не откажется от экономической абсорбции Армении в обмен на участие Еревана в ОДКБ и сохранение военной базы в Армении. Не менее очевидно, что экономическая интеграция с Европой в какой-то момент приведёт к вопросу о целесообразности дислокации российской базы в Армении и о более тесных контактах с НАТО. В этой ситуации Армении вряд ли удастся отдать России безопасность, а Западу - экономику и политическую систему... Москве придётся довольствоваться безопасностью и "уступить" экономику и политику Западу".

А в другой статейке - проход ещё дальше: оказывается, "настанет день", когда даже присутствие 102-й российской базы не помешает появлению в Армении военной базы НАТО или США, более того, Армения должна сама стремиться к этому. А 13 сентября, когда парламент Армении начал обсуждение вопроса ратификации Протокола о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств - членов ОДКБ, подписанного 20 декабря 2011 г. в Москве, депутат от партии Свободных демократов, член фракции "Жарангутюн" Александр Арзуманян требовал отложить всю процедуру, поскольку, мол, Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств-членов ОДКБ ограничивает суверенитет Армении и противоречит Конституции страны. Конечно, не будем приводить всю парламентскую полемику, в частности, между А.Арзуманяном и отвечавшим на вопросы об этом Протоколе замминистра иностранных дел Шаваршем Кочаряном. Однако зададимся ещё одним вопросом: насколько же случайны выпады Итоговой резолюции 7-го съезда партии "Жарангутюн" от 2 марта с тем, что высказал депутат А.Арзуманян 13 сентября, и с тем, что писали и пишут проводники американских интересов в Армении, и, наконец, с тем, как обществу Армении "поугрожали" проникновением талибов в Армению именно 19 сентября, когда благополучно были завершены учения КСОР ОДКБ?

Сергей Шакарянц, эксперт по региональным проблемам

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail