Переговоры в Бишкеке продемонстрировали то, что российский президент кардинально меняет эти направления в сторону усиления не только двухсторонних отношений, но и отношений в формате Евразийской интеграции. Об этом в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" заявил, обсуждая недавний визит Владимира Путина в Киргизию, киргизский политолог Игорь Шестаков.

По его мнению, итоги переговоров президентов России и Киргизии могут в ближайшем будущем иметь важное значение для выстраивания четких векторов Евразийской интеграции. Озвученная еще в предвыборный период Владимиром Путиным концепция создания Евразийского союза стала приобретать реальные черты в ходе интенсивных встреч и переговоров российского лидера с главами среднеазиатских государств.

"В последние годы Средняя Азия однозначно не была в числе главных приоритетов российской внешней политики. О продвижении стратегического партнерства России и Средней Азии много говорилось, но мало делалось. Однако переговоры в Бишкеке продемонстрировали то, что российский президент кардинально меняет эти направления в сторону усиления не только двухсторонних отношений, но и отношений в формате Евразийской интеграции. На недавнем деловом саммите стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который прошел во Владивостоке, Владимир Путин охарактеризовал Евразийский союз (ЕАС) как более высокую степень интеграции с передачей большего числа функций на наднациональный уровень, с согласованной макроэкономической, технологической, финансовой политикой". "В этой связи, позиция президента России опровергает расхожие мнения оппонентов ЕАС о том, что Евразийский союз, направлен на возрождение советской системы управления, где все ключевые решения за республики принимались в Москве. И таким образом этот проект якобы может ущемлять суверенитет потенциальных государств-участниц. ЕАС, безусловно, основан на общем историческом прошлом постсоветских стран, однако он направлен на сохранение государственного суверенитета и права на самостоятельное развитие, в том числе и исходя из реальных, а не декларативных экономических выгод", отметил аналитик.

К примеру, по мнению Шестакова, очень важно, что "российская сторона сначала претендовала на 75 процентов пакета акций в энергетическом проекте с Киргизии, но в итоге стороны договорились о равном разделе: 50 на 50".

"Я полагаю, что эта позиция Москвы свидетельствует о равноправном межгосударственном взаимодействии", - заметил специалист.

Вместе с тем, "понятно, что у правительства Киргизии элементарно нет финансовых возможностей для строительства новых энергетических объектов. В целом ситуация в энергетики республики достаточно сложная, учитывая, что отрасли требуется коренная модернизация, и речь уже идет об энергетической безопасности государства. Поэтому российско-киргизские договоренности нужно рассматривать в контексте Евразийской модели, которая даст возможность таким странам как Киргизия, переформатировать стратегические отрасли экономики", - уверен политолог.

Более того, по его мнению, на переговорах речь шла о том, что участие в энергетическом проекте могут принять Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. В этом контексте, нужно рассматривать участие России не только на экономическом уровне, но и в качестве международного арбитра в решении и урегулировании, спорных водно-энергетических вопросов в Средней Азии. Понятно, что эту миссию не смогут выполнить Китай или США.

"Что касается пакета договоренностей по военному сотрудничеству, то они также имеют региональный аспект, учитывая, что в 2014 году войска международной коалиции покинут Афганистан. Решать вопросы безопасности южных границ СНГ предстоит на коллективной основе и вполне вероятно, что в этих вопросах ключевую роль будет играть Евразийский союз, который является не только экономическим, но и политическим союзом". "Что же касается рисков, то они, прежде всего, будут связаны с тем, насколько власти Киргизии смогут обеспечить стабильность и правопорядок в стране", - резюмировал эксперт.