"Пляски на гробах" Смоленской катастрофы продолжаются: впереди еще 4 эксгумации
Москва, 27 сентября, 2012, 11:32 — ИА Регнум. 25 сентября 2012 года в польских СМИ вновь поднялась шумиха по поводу авиационной катастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, в которой погиб президент Польши
В апреле 2010 года российские следственные органы в рамках расследования обстоятельств Смоленской катастрофы провели с участием органом судебно-медицинской экспертизы изучение останков жертв. Вскрытие тел погибших и идентификация проходили в Бюро судебно-медицинской экспертизы в Москве. Польская сторона оказала российской юридическую помощь. После этого тела погибших были доставлены в Польшу в закрытых гробах. Поляки могли бы вновь изучить останки, но не сделали этого, поскольку тогда не было никаких юридических оснований для этого и не было никаких сомнений относительно точности судебно-медицинской экспертизы, проведенной в России. Документы о вскрытии пришли из России в Польшу уже после того, как жертвы катастрофы были похоронены. Родственники Валентинович стали требовать эксгумации останков жертв катастрофы для повторной идентификации.
25 сентября 2012 года лидер оппозиционной польской партии Право и справедливость (PiS)
Случившееся, по мнению председателя PiS, подтвердило правоту его критики в адрес польских и российских властей в случае со Смоленской катастрофой. Качиньский прямо обвинил нынешнего премьер-министра Польши
Ксендз Генрих Блащик, который в апреле 2010 года в Москве принимал участие в идентификации останков и присутствовал при закрытии гробов жертв авиакатастрофы под Смоленском, прокомментировал новый политический скандал в связи со Смоленским инцидентом в Gazeta Wyborcza. Он сказал, что ему жаль русских, отчеты которых о вскрытии тел жертв катастрофы и идентификации останков содержат много "неправды", принесшей полякам боль и страдания близким погибших, но он свидетельствует, что группа Евы Копач работала в апреле 2010 года в Москве в соответствии с ее компетенциями и не фальсифицировала материал.
Ксендз Блащик признал, что он был неправ год назад, когда заявил: "Семьи имеют право на это, но эксгумация это безумие". Теперь польский священник признал, что именно эксгумация является наиболее драматическим путем к истине, и что семьи жертв Смоленской катастрофы имеют право на эксгумацию.
В интервью Gazeta Wyborcza Блащик поведал, как происходила в Москве передача тел, погибших в Смоленской катастрофе. Останки находились в пластиковых мешках, на которых на специальном ярлыке значилось имя покойного. Польская сторона должна была обрядить покойных мужчин и женщин в соответствующие мужские и женские костюмы. Тела погибших находились в таком состоянии, когда это невозможно было сделать.
Поляки сейчас не могут понять, на каком этапе произошла ошибка с телом Анны Валентинович, ведь оно было предъявлено семье погибшей перед транспортировкой в Польшу и признано ей.
Следователи польской военной прокуратуры заявили, что до конца года проведут еще четыре эксгумации жертв Смоленской катастрофы для повторной генетической идентификации останков. На прошедшей пресс-конференции военной прокуратуры полковник Збигнев Репа заявил, что какого-либо запрета со стороны польских властей на вскрытие прибывших в Польшу гробов с останками жертв Смоленской авиакатастрофы не было. На вопрос журналистов, будут ли польские следственные органы делать запрос в Россию по поводу инцидента с ошибочной идентификацией, полковник не смог ответить ничего определенного.
Итак, дело о Смоленской катастрофе неожиданно получило импульс в выгодном для оппозиционной партии PiS направлении. Публичные подозрения Качиньского о поверхностном расследовании обстоятельств катастрофы при первой же эксгумации получили случайное подтверждение. Премьер Туск предупреждал оппозицию против "пляски на гробах" Смоленской катастрофы. Пляски продолжаются.