"Ростехнологии": Создание "Росбелавто" идёт туго

Москва, 26 сентября 2012, 23:53 — REGNUM  Спустя два года после начала переговоров о слиянии ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" были сделаны переоценки стоимости предприятий, что осложнило ход переговоров о создании холдинга "Росбелавто". Об этом 26 сентября заявил в Москве глава российской госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.

Комментируя ход переговоров о создании холдинга "Росбелавто", Чемезов отметил: "Туго идут. Дело в том, что мы сделали свою новую оценку, а в Белоруссии тоже была сделана новая оценка. Мы знаем, что первоначально были сделаны одни оценки, они (белорусы) сделали вновь. Прошло два года, поэтому мы переоценили тоже. Поэтому нам сейчас нужно сесть и договориться, принимается ли эта оценка белорусской стороной".

"Реально это то, что есть на сегодняшний день, она (оценка) только что завершена", - сказал Чемезов. Он напомнил, что оценку предприятий проводила аудиторская компания Ernst & Young, выявившая рост стоимости активов как камского, так и минского автозаводов.

"У нас - в районе двух с небольшим миллиардов долларов", - сказал глава госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". Чемезов напомнил также, что два года назад оценка "КАМАЗ" ненамного превышала $ 1 млрд и сделал вывод: "То есть фактически мы в два раза увеличили. Но это не потому, что мы так хотим, на самом деле оценка такая и есть, предприятие развивается. Почему мы должны соглашаться на тот вариант, который был изначально?".

В 2011 году Ernst & Young оценила ОАО "МАЗ" в $0,8 млрд, а теперь минский автозавод оценивается в $ 1,6 млрд, сообщил Чемезов. В итоге стоимость активов двух автозаводов практически удвоилась, что, по словам главы российской госкорпорации, вполне объяснимо темпами их развития.

Российская сторона, сказал Чемезов, заинтересована в создании холдинга "Росбелавто" до конца 2012 года - как и планировалось ранее. При этом, отметил он, согласие германской компании Daimler, которой принадлежит 11% акций ОАО "КАМАЗ", ещё не получено. Чемезов уточнил: "Пока еще ведутся переговоры, и нам еще согласия пока никакого получать не надо, потому что мы с Белоруссией пока еще до конца не договорились".

Напомним, 21 сентября в Минске глава Минпрома Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что процесс объединения в автохолдинг "Росбелавто" минского и камского автозаводов завершится к марту 2013 года. Заинтересованность сторон в создании "Росбелавто" сохраняется, стороны значительно продвинулись в переговорном процессе. По словам чиновника, сроки затянулись в результате финансового аудита белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ", а также разработки соглашения по управляющей компании белорусского холдинга "Белавтомаз". Минский автозавод стал управляющей компанией белорусского холдинга "БелавтоМАЗ", который объединил семь предприятий, а госпредприятие ОАО "МАЗ" является управляющей компанией.

Отметим, ранее белорусская и российская стороны заявляли о том, что слияние компаний в один холдинг может состояться к концу 2012 году. По оценке специалистов, оборот автохолдинга "Росбелавто", который объединит российский и белорусский заводы, может составить 7 млрд евро. Белорусская сторона предлагает разместить штаб-квартиру холдинга в Минске.

В июне генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" заявил, что планируется провести переоценку активов КамАЗа для создания холдинга с МАЗом в сентябре 2012 года. Позже первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что рыночная цена активов белорусского ОАО "МАЗ" составляет $1,1 млрд, а российского ОАО "КАМАЗ" - $1,6 млрд. Исходя из этой оценки, холдинг "Росбелавто" будет создан по принципу "50 на 50", однако учитывая разницу стоимости активов, МАЗ внесёт фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. Александр Лукашенко, комментируя проблему слияния компаний, 14 июня заявил: "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".

Позднее, 31 июля, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что в процессе переговоров по созданию российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" позиции сторон сблизились, важным вопросом является подтверждение оценки активов ОАО "МАЗ".

Также напомним, 14 сентября председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что создание холдинга "Росбелавто" находится в фокусе внимания не только руководства Белоруссии, но и зарубежных инвесторов. Мясникович отметил: "Мы достаточно активно продвигаемся. 28 сентября я встречаюсь с Дмитрием Медведевым, чтобы еще раз обсудить принципиальные вопросы".

Комментируя процесс создания автохолдинга, глава Совмина Белоруссии отметил, что белорусская сторона предлагала создать СП на паритетной основе с долей сторон 50/50 и против такого принципа "российская сторона не возражает". Наиболее важным вопросом, который подняла российская сторона, является проблема управляемости компанией, чего трудно достичь в условиях равных долей в СП. "Российская сторона говорит о сложности в управлении компанией, где существует пропорция 50 на 50, и небезосновательно, - подчеркнул Мясникович. - Надо до конца удостовериться в управляемости этой совместной компании". По его словам, остальные вопросы - по переоценке активов минского автозавода и др. - вторичны, хотя и важны. "Нам интересен КАМАЗ как партнер", - сказал Мясникович. По его мнению, "Росбелавто" имеет хорошие перспективы на общем рынке ЕЭП и принесёт большие выгоды как белорусской, так и российской сторонам.

Как сообщало ИА REGNUM, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". В 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы минского автозавода в $800 млн, однако белорусская сторона посчитала данную оценку заниженной.

Стороны постоянно подтверждали заинтересованность в сделке. Так, 28 августа вице-премьер Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ", а также на базе белорусского госпредприятия "Гомсельмаш" и российского частного предприятия "Ростсельмаш". По словам Семашко, создание "Росбелавто" может быть создана первой, т.к. документы об образовании холдинга "находятся в высокой степени готовности" и вскоре будут предоставлены на рассмотрение президента Белоруссии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.