В прошлом году в Афганистан через Узбекистан было доставлено около 2,5 млн. тонн различных грузов, в текущем году этот показатель должен удвоиться. Как сообщает новостное агентство 12news.uz, об этом заявил председатель правления государственной акционерной железнодорожной компании (ГАЖК) "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги) Ачилбай Раматов на встрече с генеральным директором компании "Иранские железные дороги" Абдолали Сахебом Мохаммади.

По его словам, до афганского Мазаре-Шарифа уже протянута железнодорожная ветка протяженностью 120 км.

"С завершением строительства железной дороги Пакистан − Афганистан − Иран Узбекистан будет связан с Ираном. Кроме того, в настоящее время в Узбекистане ведется строительство железной дороги протяженностью 230 км, которая свяжет между собой Пакистан, Афганистан и Иран. Всего до 2015 года в развитие железнодорожного транспорта Узбекистана будет инвестировано $4 млрд.", - цитирует агентство Iran News слова главы ГАЖК.

Он обратил внимание на то, что планируемое строительство железной дороги, которая ведет в Ош, свяжет страны Средней Азии с Китаем и, таким образом, с ее вводом в эксплуатацию выход на Китай получит и Иран.

"В прошлом году объем транзитных перевозок через территорию Узбекистана вырос на 25%. Узбекистан весьма заинтересован в укреплении связей с Ираном с целью расширения транзитных перевозок через Серахс до иранского порта Бендер-Аббас", - резюмировал председатель правления узбекской железнодорожной компании.

Ранее сообщалось, что железнодорожники Узбекистана через участок "Тошгузар-Бойсун-Кумкурган" за полгода 2012 года осуществили транзит грузов в/из Афганистан (а) свыше 1,9 млн. тонн грузов. В первом полугодии текущего года перевозка грузов через вышеуказанный участок по сравнению в аналогичным периодом 2011 года выросла в два раза и составила 3,3 млн. тонн., из которых свыше 1,9 млн. тонн являются транзитными грузами.

По данным Госкомстата Узбекистана, в 2011 году объем узбекско-афганского товарооборота составил $798,6 млн (экспорт - $797,7 млн, импорт - $0,9 млн.). В 2010 году этот показатель составлял $655,8 млн. (экспорт - $655,6 млн, импорт - $0,2 млн.). Узбекистан поставляет в Афганистан сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, предоставляет услуги в сфере строительства.

Напомним, что участок железной дороги "Тошгузар-Бойсун-Кумкурган" является важным пунктом Северного логистического маршрута (Northern Distribution Network, NDN) из Прибалтики и Каспийско-Черноморского региона через Россию, Казахстан и Узбекистан для доставки невоенных грузов коалиции в Афганистан. Ключевой перевалочный пункт маршрута, который заработал с марта 2009 года - переход Термез-Хайратон на границе Узбекистана и Афганистана обеспечивает транзит 70% следующих по нему грузов. По данным U.S. Transportation Command, в 2011 году через NDN было перевезено 40% всех грузов (в том числе 85% горюче-смазочных материалов), предназначенных для сил коалиции в Афганистане. В натуральном выражении показатели составили 42 380 эквивалентов 20-футовых контейнеров, или 268 771 тонн, что на 88% больше показателя 2010 года. На воздушный транзит пришелся 31%, на транспортировку через Пакистан - 29%.