"Только российские вооруженные силы способны обеспечить защиту постсоветских республик Центральной Азии от основных внешних угроз", - к.и.н., эксперт Центра "Полис Азия" Павел Дятленко поделился с ИА REGNUM оценкой прошедшего 20 сентября визита Владимира Путина в Киргизию.

ИА REGNUM приводит комментарий эксперта полностью:

За пышной дипломатической риторикой и мощной информационной завесой остались почти скрытыми реальные итоги официального визита президента России в Киргизию. Подписание 6 документов, о которых было сообщено прессе - это далеко не единственный и не самый главный результат визита Владимира Путина. Для президента Киргизии Алмазбека Атамбаева официальный визит главы России в сочетании с подписанием ряда важных соглашений означает повышение рейтинга внутри республики и Центральной Азии (он - президент единственной в регионе парламентской республики, находящейся в окружении стран с авторитарными президентскими режимами), демонстрацию эффективности его достаточно жесткой внешнеполитической риторики о равноправности Киргизии в отношениях с другими странами.

В настоящее время Киргизия имеет крайне нестабильное, неустойчивое настоящее (сейчас у власти находится уже четвертый президент и двадцать четвертое правительство за постсоветский период существования республики) и неопределенное, даже непредсказуемое будущее, политическая элита и общество быстро скатываются к феодальному средневековью, что ведет к стремительной утрате социального и человеческого капитала, технологической деградации, распаду политических и общественных институтов. Реальный суверенитет Киргизии серьезно ограничен его скромными ресурсами (дефицит текущего государственного бюджета составляет около 500 млн. долларов) и большим внешним долгом.

Поэтому согласие России строить за счет собственных средств и участвовать в эксплуатации ГЭС "Камбар-Ата-1" и Верхненарынского каскада ГЭС решает для республики и региона в целом острые проблемы нехватки энергетики и освоения гидроэнергетических ресурсов.

Киргизия самостоятельно, без привлечения внешних инвестиций, технологий и специалистов не сможет построить и эксплуатировать названные гидроэнергетические объекты. А их возведение станет технологическим и экономическим прорывом, позволит решить энергетические проблемы республики, значительно ослабит существующую зависимость от поставок газа из Узбекистана и Казахстана и сделает постоянным экспортером электроэнергии, серьезный недостаток которой испытывают экономики соседних стран.

Отметим, что никто из других внешнеполитических партнеров, кроме России, не готов идти на крупные и долгосрочные инвестиции в развитие гидроэнергетики нестабильной Киргизии. Первая прибыль от этих капиталовложений поступит не ранее чем через 15-20 лет, до тех пор Россия будет нести все расходы и риски. В конце текущего года в Москве пройдет запланированное заседание глав государств Таможенного союза, на котором, возможно, будут озвучены договоренности о вхождении Киргизии в его состав. Если это произойдет - появится возможность обсуждения вхождения в состав ТС и Таджикистана.

Создание объединенной военной базы России на территории Киргизии (в сочетании с расположенной в Таджикистане 201-й военной базой) создает необходимую для защиты южных границ РФ и Центральной Азии инфраструктуру и демонстрирует поддержку российских партнеров по региону - Киргизии и Таджикистана (в противовес недавно стремительно начавшемуся потеплению отношений США и Узбекистана). Только российские вооруженные силы способны обеспечить защиту постсоветских республик Центральной Азии от основных внешних угроз.

Для России актуально значительное усиление разных форм своего присутствия в регионе по целому ряду причин - для расширения состава Таможенного союза и Единого экономического пространства за счет граничащих с Китаем республик, укрепления военной инфраструктуры для обеспечения безопасности от растущих угроз с юга (в первую очередь, исходящих из Афганистана, будущее которого после 2014 года непредсказуемо, и ряда дестабилизированных арабских стран), защиты своих интересов и своих партнеров в регионе в противовес быстро растущему китайскому, американскому, турецкому и иранскому присутствию и многоаспектному влиянию.