К марту 2013 года завершится процесс объединения в автохолдинг "Росбелавто" минского и камского автозаводов. Об этом 21 сентября в Минске заявил глава Минпрома Белоруссии Дмитрий Катеринич.

По словам чиновника, создание холдинга затянется до весны следующего года, т.к. в настоящее время проходит финансовый аудит белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ" (с долей российской госкорпорации "Ростехнологии"), разрабатывается соглашение по управляющей компании белорусского холдинга "Белавтомаз". Заинтересованность сторон в создании "Росбелавто" сохраняется, стороны значительно продвинулись в переговорном процессе.

Отметим, ранее белорусская и российская стороны заявляли о том, что слияние компаний в один холдинг может состояться к концу 2012 году. По оценке специалистов оборот автохолдинга "Росбелавто", который объединит российский и белорусский заводы, может составить 7 млрд евро. Белорусская сторона предлагает разместить штаб-квартиру холдинга в Минске.

Тем временем Минский автозавод стал управляющей компанией белорусского холдинга "БелавтоМАЗ". В новый холдинг вошли семь предприятий, в т.ч. госпредприятие ОАО "МАЗ" как управляющая компания.

Напомним, 14 сентября председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что создание холдинга "Росбелавто" находится в фокусе внимания не только руководства Белоруссии, но и зарубежных инвесторов. Мясникович отметил: "Мы достаточно активно продвигаемся. 28 сентября я встречаюсь с Дмитрием Медведевым, чтобы еще раз обсудить принципиальные вопросы".

Комментируя процесс создания автохолдинга, глава Совмина Белоруссии отметил, что белорусская сторона предлагала создать СП на паритетной основе с долей сторон 50/50 и против такого принципа "российская сторона не возражает". Наиболее важным вопросом, который подняла российская сторона, является проблема управляемости компанией, чего трудно достичь в условиях равных долей в СП. "Российская сторона говорит о сложности в управлении компанией, где существует пропорция 50 на 50, и небезосновательно, - подчеркнул Мясникович. - Надо до конца удостовериться в управляемости этой совместной компании". По его словам, остальные вопросы - по переоценке активов минского автозавода и др. - вторичны, хотя и важны. "Нам интересен КАМАЗ как партнер", - сказал Мясникович. По его мнению, "Росбелавто" имеет хорошие перспективы на общем рынке ЕЭП и принесёт большие выгоды как белорусской, так и российской сторонам.

Как сообщало ИА REGNUM, 31 июля, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что в процессе переговоров по созданию российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" позиции сторон сблизились, важным вопросом является подтверждение оценки активов ОАО "МАЗ". Отметим, предложение об объединении автозаводов поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". В 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы минского автозавода в $800 млн, однако белорусская сторона посчитала данную оценку заниженной. 28 августа первый заместитель Совета министров Белоруссии Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ", а также на базе белорусского госпредприятия "Гомсельмаш" и российского частного предприятия "Ростсельмаш". По Семашко, белорусско-российская компания "Росбелавто", вопрос о создании которой обсуждается почти два года, вскоре может быть создана: документы об образовании холдинга "находятся в высокой степени готовности" и вскоре будут предоставлены на рассмотрение Александра Лукашенко.

Также напомним, в июне генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов заявил, что планируется провести переоценку активов КамАЗа для создания холдинга с МАЗом в сентябре 2012 года. Позже первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что рыночная цена активов белорусского ОАО "МАЗ" составляет $1,1 млрд, а российского ОАО "КАМАЗ" - $1,6 млрд. Исходя из этой оценки, холдинг "Росбелавто" будет создан по принципу "50 на 50", однако учитывая разницу стоимости активов, МАЗ внесёт фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. Александр Лукашенко, комментируя проблему слияния компаний, 14 июня заявил: "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".