В Комитете по делам национальностей Государственной думы России прошло заседание экспертного совета на тему "Совершенствование законодательства в сфере языковой политики и удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов России". От Татарстана в работе участвовал руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, который, наряду с известным казанским социологом Александром Салагаевым, был избран членом этого совета.

На повестке дня рассматривались предложения в проект "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации". Главной темой обсуждения стали предложения в новую редакцию федерального закона "Об образовании", принятие которого должно состояться в эту осеннюю сессию работы Госдумы России.

Работа экспертного совета осложняется интригами татарского националистического лобби в Госдуме. По словам председателя экспертного совета, директора Института национальных проблем образования Ольги Артеменко в комитет уже приходила "группа депутатов от Татарстана", которые пытались убедить руководство (председатель - Гаджимет Сафаралиев) в необходимости исключить Сулейманова и Салагаева из состава экспертного совета. "Может, в таком случае и меня исключите, а совет вообще распустите, раз депутатам из Татарстана не угодили независимые ученые, знающие ситуацию в Татарстане не по официальной прессе, а ее реальную картину?", - заявила Артеменко Сафаралиеву. В итоге, по ее словам, Сафаралиев не поддался на давление.

С докладом "Этнолингвистический конфликт в современном Татарстане" на заседании совета выступил Раис Сулейманов. По его словам, объем часов, предусмотренный по федеральному стандарту на русский язык за 10 лет обучения в школе с родным русским языком обучения, составляет 1200 часов. В Татарстане же преподавание русского языка как родного фактически запрещено. В итоге за 10 лет обучения школьники республики изучают русский язык в объеме всего лишь 700 часов, т.е. на 500 часов меньше, что, естественно, сказывается на уровне грамотности и кошельках родителей.

"Родители вынуждены гораздо больше раскошеливаться на репетиторов, чем такие же родители в остальных регионах России, - пояснил Сулейманов, - поскольку в Татарстане узаконен только один стандарт образования". Согласно же имеющемуся закону "Об образовании" таких стандартов три, включая "преподавание русского языка как родного".

"Русский может быть родным языком и не только у этнически русских. Есть много нерусских, тех, кто считает русский язык именно своим родным языком", - добавила ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН Айса Биткеева, приведя в качестве примера Калмыкию, где есть значительный процент калмыков, считающих русский своим родным языком.

"За 20 лет в Татарстане не смогли предложить методики изучения татарского языка русскоговорящим детям, по которому они могли бы его освоить на уровне разговорного, и это несмотря, что в республике полно кафедр татарского языка и еще больше докторов филологических наук. Наивно думать, что в ближайшее время будет каким-то чудом этими же докторами наук изобретена новая методика, которая позволит русским детям выучить татарский язык", - заявил Раис Сулейманов. По его словам, в Татарстане никто не выходит с требованием добровольного изучения физики, биологии или алгебры, но люди хотят, чтобы им было предоставлено право изучать русский язык в том же объеме, что и во всей России.

"Родной язык и государственный язык - это разные в учебном процессе предметы, потому что родной язык имеет еще огромную культурологическую основу", - добавила Ольга Артеменко. По ее мнению, в Татарстане, Туве и Башкирии нет возможности изучать русский как родной язык, потому что местное законодательство и местные чиновники в этих регионах всячески блокируют право выбора родителями стандарта образования. "В законодательстве должно быть твердо прописано, что русский язык имеет статус родного языка, а не только государственного", - подытожила работу этого заседания экспертного совета Артеменко. Как неоднократно сообщало ИА REGNUM, ситуация с преподаванием русского языка в Татарстане достигла критической отметки еще год назад, что еще тогда позволило экспертам охарактеризовать ее как этнолингвистический конфликт. По их мнению, этнолингвистический конфликт в Татарстане - это не конфликт между русскими и татарами, а конфликт между русскоговорящим населением и региональной этнократией и поддерживающими ее татарскими национал-сепаратистами.