Кто мутит бензин или сто дней до евростандартов
Москва, 20 сентября, 2012, 11:13 — ИА Регнум. В середине сентября в социальных сетях отмечена необычная активность блоггеров, предлагающих провести флешмоб-акции для обуздания роста цен на бензин. Стихийно создаются инициативные группы, раздаются требования бойкотировать АЗС с целью повлиять на ценовую политику нефтяных компаний. Активисты убеждают не соглашаться на "копеечные подачки со стороны продавцов топлива", требуя как минимум двухкратного снижения розничных цен.
Всплески общественного интереса к топливному рынку обычно наблюдаются в двух случаях - при дефиците бензина на АЗС и при скачке цен. Это вполне объяснимо - бензин является важным потребительским товаром. Но сейчас ситуация на рынке не даёт ни малейшего повода для беспокойства - ни в одном регионе страны нет перебоев в поставках топлива, а цены хоть и поднимаются, но их рост не выходит за рамки инфляции.
Производство топлива стабильно, запасы достаточны, объективных причин для возникновения дефицита в обозримой перспективе нет. "Точно не ожидаем в этом году, и в следующем году, поскольку все графики соблюдаются", - сказал 19 сентября 2012 года министр энергетики Александр Новак. "В любом случае мы будем предпринимать действия по обеспечению внутреннего рынка топливом", - отметил он.
Что касается цен, то Федеральная служба государственной статистики отметила некоторое оживление динамики рынка после летнего затишья. За вторую неделю сентября бензин в России подорожал на 0,6%, а всего с начала года - на 3,0%. Подобные изменения интересны лишь специалистам, удивительно, что блоггеры обратили внимание на столь незначительное изменение. По официальным данным, проезд в автобусе подорожал с начала года на 6%, в трамвае - на 9%, а "водка обыкновенного качества" стала стоить дороже на 18%. Несмотря на это, в интернете не раздаются призывы бойкотировать городской транспорт или бросить пить до тех пор, пока цены не будут снижены вдвое.
Объективных предпосылок для народного бунта против нефтяных компаний нет, но, тем не менее, он наблюдается. Во вторник была создана инициативная группа, действующая от имени автовладельцев Тольятти. Уже на следующий день к проведению акции подключились другие регионы - появились сообщения о готовящихся флешмоб-акциях в Перми и Башкирии. Участники групп, создаваемых в социальной сети ВКонтакте, призывают начать с ЛУКОЙЛа, как самого крупного и известного продавца моторного топлива. Следующим этапом акции станет бойкот автозаправок "Роснефти", потом дойдёт очередь и до других компаний.
Скорость возникновения групп борцов с нефтяными компаниями не оставляет сомнения в том, что в этом процессе участвуют опытные организаторы. Это действительно непростая задача - всего за несколько дней практически на пустом месте разжечь волну протеста среди достаточно инертного населения, недавно вернувшегося с летних отпусков. Известно, что ВКонтакте и Живой Журнал ориентированы на разные слои общества, но сейчас они слово в слово копируют друг друга. "Это ж-ж-ж неспроста", - отметил Винни Пух, обнаружив подозрительную активность в дупле, где, по его мнению, должен быть мёд. Когда активисты ВК и ЖЖ внезапно начинают говорить на одном языке, возникают аналогичные мысли.
Чтобы понять мотивы организаторов флешмоб-акций, достаточно вспомнить, когда в прошлый раз блоггеры призывали к протесту - это было в начале 2011 года. Тогда вступили в силу требования нового государственного технического регламента, запрещающие продавать бензин и дизельное топливо, не соответствующее нормам Евро-3. Компании, успевшие модернизировать заводы, воспользовались моментом для резкого увеличения цен, мотивируя это более высоким качеством продукции, а те, кто не успел к положенному сроку привести в порядок свои НПЗ, столкнулись с серьёзными проблемами со сбытом продукции. В регионах с преобладанием отстающих компаний возникли перебои со снабжением АЗС. Несмотря на то, что переход на более высокие стандарты качества топлива является исключительно важным, правительство решило не накалять обстановку и перенести ввод "Евро-3" на конец 2012 года, дав возможность завершить модернизацию.
Нефтяные компании потратили время с пользой - ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, "Газпром нефть" и "Башнефть" сработали на опережение, досрочно перейдя на выпуск топлив "Евро-4" и "Евро-5", хотя государство требует от них всего лишь выполнения норм "Евро-3". Другие компании стремительно догоняют лидеров, вкладывая деньги в обновление заводов. Тем не менее, далеко не все НПЗ успеют завершить модернизацию за несколько месяцев, оставшиеся до конца текущего года. На АЗС России всё ещё возможно найти некачественное горючее, эта проблема известна владельцам автотранспорта во всех регионах. Через три с половиной месяца бензин, не соответствующий "Евро-3" нельзя будет продавать, он будет годиться разве что в качестве растворителя для красок. Безусловно, завершение сроков оборота низкосортного топлива очень сильно беспокоит тех, кто его выпускает. Единственный выход - попросить правительство снова отложить ввод Техрегламента, разрешив ещё какое-то время продавать под видом автобензина жидкости, по современным меркам устраивающие только лакокрасочную промышленность.
Наивно полагать, что правительство обратит внимание на активность в социальных сетях и единичные акции протеста на АЗС. Но время ещё есть - у производителей топлива марки "Евро-2" осталось в запасе 100 дней. Нет никаких сомнений в том, что с каждым днём активность будет увеличиваться, ведь на кону стоят немалые деньги. Владельцев "железных коней" ждёт непростой период - если от виртуальных призывов в соцсетях многие отмахнутся, то возникновение реальных очередей на АЗС резко поднимет градус общественного протеста. А если такие очереди выгодны, они обязательно возникнут - это закон жанра. Давняя мудрость "паны бранятся, а у мирян чубы трещат" до сих пор не потеряла своей актуальности. Берегите свои чубы, миряне!