Алексей Мартынов, политолог, директор Института новейших государств, председатель Совета РОО "За демократию и права народов", кандидат в члены СПЧ специально для ИА REGNUM поделился своим мнением по выборам в Совет по правам человека при Президенте РФ.

"Совет по правам человека при Президенте РФ - крайне необходимый общественный инструмент диалога общества и власти. Процесс формирования СПЧ до последнего времени был крайне непрозрачен. После выхода из СПЧ тринадцати членов и некотором кризисе в организации работы Совета, было принято решение о создании прозрачного общественного механизма его формирования. Однако ротации подвергся не весь Совет, а в пилотном режиме был объявлен добор на места вышедших членов. Думается, что отработанная сегодня система публичной ротации коснётся всего состава Совета по окончании срока его действия в будущем году", - считает Мартынов.

Он подверг критике механизм общественных консультаций в интернете: "В целом предложенная система выдвижения новых кандидатов общественными организациями и членами СПЧ логична, однако механизм общественных консультаций в интернете требует серьезной доработки. Сама техническая часть сделана наспех, почти не защищена от технических фальсификаций и, по сути, не может быть репрезентативным срезом общественного отношения к тому или иному кандидату. Голосование никак не персонифицировано и привязано только к оригинальному российскому IP-адресу. При желании и некоторых финансовых возможностях это голосование легко фальсифицируется на уровне продвинутых интернет-компаний. Мнения многих заинтересованных граждан вообще никак не учитывается. Например, в номинации "Защита прав человека на постсоветском пространстве и в других регионах мира" логично было бы не отключать голосование за пределами России, т.е. непосредственно субъекты деятельности номинантов не могут сейчас принять участия в голосовании, а это касается в первую очередь их - граждан, находящихся за рубежом. Объяснение оператора - дескать "мы технически не можем гарантировать справедливого голосования за пределами российской интернет-зоны" - не убедительны. В том техническом исполнении, как сейчас, таких гарантий внутри России ответственно тоже дать никто не может. Очевидно вопрос в более тщательном техническом решении".

Мартынов также отметил, что Россия по ряду критериев, несмотря на некоторые публикации в западных СМИ, находится на передовых позициях в вопросах защиты прав человека, что отражается в российском законодательстве. Он полагает, что общественный контроль за четким исполнением законодательства в деле защиты прав человека и является главной задачей СПЧ. "Сегодня российское правозащитное движение действует не только внутри России. Авторитет российских правозащитников и понимание важности правозащитной деятельности руководством страны позволяет активно работать и на постсоветском пространстве, и за рубежом вообще", - считает политолог.

Мартынов назвал саму идею общественного формирования Совета по правам человека при президенте России очень правильной. "При тщательной отработке механизма, такая форма формирования и сам состав СПЧ приобретут серьезную легитимность и авторитет среди самых широких слоев общества в России и за рубежом", - уверен кандидат в члены СПЧ.

Напомним, что вокруг выборов в СПЧ разразился скандал после того, как директор Московского бюро по правам человека правозащитник Александр Брод назвал их нечестными и объявил голодовку в стенах Общественной палаты.

Процедура замещения вакантных мест в СПЧ подразумевает несколько этапов. Сначала члены рабочей группы совета проводят первичный отбор анкет кандидатов на 13 вакантных мест, образовавшихся после выхода известных правозащитников (в знак протеста против принятия законопроекта об ужесточении ответственности за участие в несанкционированных акциях протеста). На этом этапе проверяется только комплектность документов и наличие нужного опыта. Каждая кандидатура номинируется на определенный пост, за которым закрепляется то или иное правозащитное направление. Опыт работы по этому направлению должен составлять не менее 5 лет. Первого сентября фамилии 83 отобранных ими кандидатов были выложены на сайт совета для интернет-консультаций, после которых совет отберет 39 человек и представит шорт-лист президенту.

Тридцать два из одобренных кандидатов были номинированы самими членами совета. Среди них правозащитники Валерий Борщев, Андрей Бабушкин и Александр Верховский, Елизавета Глинка (доктор Лиза), судья в отставке Сергей Пашин, журналисты Елена Масюк и Леонид Парфенов, телеведущий Максим Шевченко, эколог Сурен Газарян.