"Начиная с 2009 года, международные доноры ежегодно спонсируют реализацию проектов стоимостью от 3 до 5 миллионов долларов, цель которых - нормализация армяно-турецких отношений", - заявил в интервью газете "Азербайджанские Известия" директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фархад Мамедов.

По его словам, азербайджанская сторона противодействует этому, убеждая мировое экспертное сообщество в том, что закрытие армяно-турецкой границы - результат оккупационной политики Армении.

"Мы понимаем, что США, Евросоюз, ряд ведущих государств стремятся помочь Армении, у которой действительно незавидное положение. Но мы объясняем, к сожалению, до сих пор не все это понимают, что помогать ей надо не открытием границы с Турцией, а убеждением в необходимости мирно сосуществовать со своими соседями, с Азербайджаном, в частности. И доводим это мнение до ведущих экспертов и тех, кто принимает решение. Мы провели серьезные исследования. И главный вывод, к которому пришли, - высокий статус автономии должен обеспечивать физическую безопасность армянского и азербайджанского населения Нагорного Карабаха, его экономическое процветание и этнокультурное своеобразие. На переговорах с армянской стороной президент Ильxaм Aлиeв заявлял о том, что мы готовы предоставить Нагорному Карабаху самый высокий статус автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана. С этой точки зрения для нас представлял интерес опыт стран, столкнувшихся с подобными этнотерриториальными конфликтами. Это Аландские острова (Финляндия), Южный Тироль (Италия), пример басков (Испания) и т.п.", - пояснил он.

"Сегодня в НК нет экономического развития. И, прежде всего, потому, что Армения, оккупировавшая эти территории, сама находится в тяжелом экономическом положении. Общий объем ее внешнего долга приближается к 73% от ВВП, ежегодно дефицит бюджета оценивается в 300-400 миллионов долларов, кредитный пакет ежегодно увеличивается с 500 миллионов до 1 миллиарда долларов в этом году. С другой стороны, сегодня Баку централизованно выделяет Нахчыванской АР до 300 миллионов долларов субсидий ежегодно, тогда как бюджет т.н. НКР составляет от силы 150-170 миллионов долларов, 70% которых поступает из госбюджета Армении. Мы могли бы гораздо больше сделать для НК, но для этого нужны мир и статус автономии в составе Азербайджана. Поэтому одна из важнейших целей Центра - доведение этой идеи до экспертного сообщества, оказывающего заметное влияние на принятие решений своими государствами", - отметил он.