Процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта под угрозой - после встречи президентов Армении и Азербайджана в июне 2011 года прогресса не было. Экстрадиция Венгрией в Азербайджан Рамиля Сафарова и последующее за этим помилование убийцы нанесли этому процессу смертельный удар. Об этом в ходе онлайн-конференции в рамках проекта "Расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге и установление взаимного доверия посредством информации из первых рук" заявил старший сотрудник Фонда Карнеги Томас де Ваал.

"Не считаю, что в обозримом будущем Серж Саргсян согласится вести переговоры с Ильхамом Алиевым с глазу на глаз. Кроме того, существует опасность, что армянская сторона признает Нагорный Карабах как независимое государство. Из моих бесед в госдепартаменте США я понял: они считают, что это положит конец процессу Минской группы, и не останется больше ничего, вокруг чего Еревану и Баку нужно будет вести переговоры", - сказал он.

Что касается правового аспекта экстрадиции Сафарова в Азербайджан, де Ваал отметил, что, возможно, экстрадиция офицера в Азербайджан в техническом отношении была законной, однако его беспокоит нравственный и политический аспекты всего этого. "В нравственном плане омерзительно видеть, как человек, зарубивший топором другого человека, может получить статус героя. Об этой стороне вопроса можно сказать следующее: я не нахожу никакого оправдания действиям правительства Азербайджана. В политическом плане я считаю, что со стороны Азербайджана это была большая ошибка. Возможно, они получили определенную поддержку этому расистскому шагу внутри страны, однако этот случай нанес серьезный ущерб международному имиджу Азербайджана. Они потратили десятки миллионов долларов на создание имиджа нового современного Азербайджана, устроив шоу проведения конкурса песни "Евровидение", выиграв членство в Совете безопасности ООН. А сейчас мы видим полученные из Азербайджана снимки, на которых осужденного убийцу встречают цветами", - заявил де Ваал.

Старший сотрудник Фонда Карнеги также коснулся будущего переговорного процесса, в частности, возможности изменений в формате Минской группы ОБСЕ. "Очень легко обвинять формат Минской группы или сопредседателей в отсутствии прогресса в процессе урегулирования карабахского конфликта. Однако изменение формата не изменит основную проблему - существующую между конфликтующими сторонами огромную пропасть и отсутствие у них какого-либо желания идти на компромиссы. Изменить эту ситуацию не удалось бы даже посреднической группе, состоящей из Ричарда Холбрука, Нельсона Манделлы и Далай Ламы. Этот процесс направляют президенты Армении и Азербайджана, и они решают, что для них приемлемо, а что - нет", - заявил гость конференции, продолжив: "Я могу ожидать изменений формата только в том случае, если угроза конфликта возрастет до такой степени, что международные акторы увидят необходимость навязывания Армении и Азербайджану решения, которого не хочет ни одна из двух сторон. Те, кто ищут более широкомасштабного международного вмешательства, не очень четко осознают, что они хотят. Они могут получить то, что не хотят", - заметил он.

На вопросы журналистов о том не является ли убийство Сафаровым армянского офицера на почве национальной ненависти и последующая сакрализация убийцы явным доказательством невозможности мирного сосуществования армян и азербайджанцев, Томас де Ваал сказал следующее: "Некоторые армяне используют этот случай, чтобы доказать, что нет такой формы, в рамках которой армяне Карабаха могли бы снова жить с азербайджанцами. Я бы не спешил с такими выводами. Армяне и азербайджанцы живут бок о бок в Москве, Тбилиси, Иране, в ряде сел Грузии. В будущем они смогут жить вместе также в Карабахе и вокруг него. В данном случае важно, чтобы там были внушающие доверие влиятельные полицейские, которые смогут обеспечить защиту и безопасность. На мой взгляд, это должны быть международные полицейские".

Онлайн-конференция была организована в рамках проекта Исследовательского центра "Регион" (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан) при поддержке посольств Великобритании в Армении и Азербайджане.