Александр Лукашенко провёл 4 сентября совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта по созданию и эксплуатации системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств, сообщила пресс-служба президента Белоруссии.

"Речь сегодня пойдет о нововведении в нашей стране. Мы обсудим, возможно, примем необходимые решения по одному из важнейших инвестиционных проектов, которые нам предстоит реализовать, - отметил Лукашенко, открывая совещание. - Главное, это нововведение не должно затронуть интересы белорусских граждан, тем более ухудшить их благосостояние. Поэтому мы и решили на таком высоком уровне обсудить этот проект".

"Внедрение этой системы не должно снизить транзитные потоки через нашу страну", - заявил руководитель Белоруссии. В совещании принял участие представитель австрийской компании "Kapsch TrafficComAG", которая выступает основным инвестором и исполнителем проекта: Эрвин Топлак рассказал о своем видении проекта в Белоруссии. Одна из компаний группы "Капш" уже успешно работает на белорусском рынке, сотрудничая с австрийской компанией, которая владеет вторым по величине сотовым оператором Белоруссии (ТМ "Velcom").

Создаваемая в Белоруссии система взимания платы будет основана на технологиях микроволновой передачи данных на коротких расстояниях, она требует использования бортовых устройств во всех транспортных средствах, с которых взимается плата. При этом система не требует введения ограничений по скорости, количеству полос движения и перестроению между ними, а также не создает каких-либо других помех движению транспортных средств. Она будет иметь техническую совместимость с аналогичными системами взимания платы, эксплуатируемыми компанией в таких европейских странах, как Австрия, Чехия, Швейцария, Швеция, Польша, Италия, Франция, Испания, а также создаваемыми в России. В Белоруссии проект планируется реализовать в 3 фазы, установив системы на основных республиканских трассах, реализация первой фазы проекта может быть закончена к июлю 2013 года. В итоге 2800 км белорусских дорог будут оснащены данной системой.

Причиной широкой распространенности систем, основанных на микроволновой технологии, является высокая эффективность взимания платы - на уровне 97-99%, простота и надежность эксплуатации, а также существенно более низкая цена и более короткие сроки внедрения.

Действующая в настоящее время в Белоруссии система сбора средств создана в 1996 году и устарела не только технически, но и концептуально. Финансовые потери за счет ухода водителей от оплаты составляют не менее 20%. На совещании было высказано единодушное мнение о нецелесообразности ее дальнейшего развития ввиду дороговизны и недостаточной эффективности.

Вице-премьер Анатолий Калинин отметил, что предлагаемая австрийской компанией система наиболее эффективна. По информации чиновников, реализация проекта создания системы электронного сбора платы за проезд осуществляется за счет инвестора без привлечения бюджетного финансирования, затем данная система станет белорусской госсобственностью.

Окупаемость проекта составит 3 года, доходы от введения платы на белорусских дорогах будут поступать в республиканский бюджет и тратиться на дальнейшую модернизацию автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, и основных международных транспортных коридоров. Для обслуживания системы сначала будут привлекаться зарубежные специалисты. Инвестор гарантирует, что не менее 30% работ по созданию системы будет произведено белорусской стороной.

Участники совещания заверили: для автомобилистов стран Таможенного союза проезд по белорусским дорогам будет бесплатным. Лукашенко намерен лично рассмотреть согласованный проект, предложенный австрийской компанией и принять решение, оформив его президентским указом. В дальнейшем возможно привлечение "Kapsch TrafficComAG" к реализации других проектов в Белоруссии, в частности - разрабатываемой системе управления городским транспортом в Минске.

Как сообщало ИА REGNUM, 1 сентября Александр Лукашенко заявил: "Для того чтобы Белоруссия была более привлекательна для иностранных инвесторов, мы уже ничего больше не сделаем. Вряд ли что-то нам и надо делать. Мы создали идеальные условия для инвесторов". Он констатировал: "Скажу откровенно, мы уже с трудом проглатываем те внутренние и внешние инвестиции, которые сегодня есть. У нас не хватает ни строителей, ни других специалистов, чтобы все это перемолоть".

Напомним, 8 ноября 2011 года замминистра экономики Белоруссии Александр Ярошенко заявил, что в 2012 году в экономику республики планируется привлечь $3,7 млрд прямых иностранных инвестиций на чистой основе, в том числе $2,5 млрд - за счет продажи госсобственности. Он же 25 июля заявил, что по итогам I полугодия 2012 года профицит счета текущих операций Белоруссии составил около $800 млн, на 2012 год запланировано привлечь $1,2 млрд прямых иностранных инвестиций и по итогам пяти месяцев уже привлечено $605,7 млн (основная часть из которых - реинвестиции). Ярошенко сообщил также, что в 2013 году будет привлечено ПИИ на сумму $4,5 млрд (в т.ч. через приватизацию госсобствености).