Fitch Ratings: Способность Армении справляться с внешними шоками слабее из-за роста госдолга
Армения, 24 августа, 2012, 19:58 — ИА Регнум.
Подтверждение рейтингов отражает постепенное уменьшение бюджетного и внешнего дисбалансов Армении. Правительство сократило дефицит бюджета до 2,8% ВВП в 2011 г. с 5% ВВП в 2010 г. за счет улучшения сбора налогов, незапланированных доходов и сдерживания расходов. Уровень бюджетного дефицита приближается к среднесрочному целевому показателю в 2% ВВП, хотя еще не все поддерживающие меры были детально сформулированы. В результате госдолг сможет стабилизироваться на уровне около 45% ВВП. Однако данный показатель является в значительной степени чувствительным к колебаниям обменного курса с учетом того, что 84% госдолга номинировано в иностранной валюте (в основном это обязательства перед международными финансовыми организациями). Таким образом, внешняя и фискальная устойчивость тесно связаны между собой.
Реальный ВВП повысился на 4,6% в 2011 г. за счет объемов потребления и экспорта, а также роста в сельскохозяйственном секторе.
Внешние финансы Армении являются слабой стороной относительно сопоставимых суверенных эмитентов. В 2011 г. дефицит счета текущих операций сократился до 11%, однако остается вторым крупнейшим среди стран Европы с развивающейся экономикой и третьим по величине среди стран с рейтингами в категории "BB". Данный показатель значительно превышает докризисный уровень. Замедление роста экспортных поступлений, связанное с падением цен на металлы, будет ограничивать дальнейший прогресс в 2012 г. Лишь половина дефицита счета текущих операций финансируется за счет прямых иностранных инвестиций, а остальная часть покрывается за счет внешних заимствований, что увеличивает чистый внешний долг.
Способность Армении справляться с дальнейшими внешними шоками слабее, чем в 2008 г., из-за увеличения государственного и внешнего долга. Давление на резервы или на драм (национальная валюта) - в результате внешнего шока - могло бы привести к негативному рейтинговому действию. В случае недостаточного притока капитала увеличатся риски девальвации. Сокращение дефицита счета текущих операций, снижение долларизации и увеличение резервов были бы позитивными рейтинговыми факторами.
Дальнейший прогресс с уменьшением бюджетного дефицита, предпочтительно за счет улучшения сбора налогов, а не сдерживания расходов, способствовал бы укреплению кредитоспособности. В то время как коэффициенты обслуживания государственного долга по-прежнему являются низкими, стоимость фондирования увеличится в среднесрочной перспективе, повышая важность стабилизации или сокращения государственного долга. Пенсионная реформа в 2014 г., хотя и будет означать чистые бюджетные расходы в краткосрочной перспективе, может способствовать развитию местных рынков капитала и снижению зависимости от внешних и банковских заимствований.
Fitch ранее отмечало относительные сильные стороны банковской системы Армении. В то же время реальный рост банковского кредитования в Армении был самым быстрым среди европейских стран с развивающейся экономикой в 2011 г. на уровне 25% и вторым по темпам среди стран с рейтингами в категории "BB", что вызывает некоторую макропруденциальную обеспокоенность. Быстрый рост продолжился в 2012 г., и его основными направлениями являются кредитование компаний и валютное кредитование. Риски для суверенной кредитоспособности сглаживаются возможностями банков по абсорбированию убытков ввиду высоких показателей достаточности капитала и относительно небольшим размером банковской системы.
Проводимая в настоящее время политика, скорее всего, будет продолжена после президентских выборов в феврале 2013 г. Fitch полагает, что президент
В случае политических волнений, если будут оспорены результаты президентских выборов в феврале 2013 г., или усиления напряженности в отношениях с Азербайджаном, связанной с Нагорным Карабахом (хотя ни одно из этих событий не ожидается по базовому сценарию Fitch), возможно негативное рейтинговое действие.