Артем Хачатурян: Муслима Магомаева в Армении помнят без опаски
Москва, 21 августа, 2012, 16:32 — ИА Регнум. На днях по одному из центральных российских телеканалов был продемонстрирован фильм, снятый по случаю 70-летнего юбилея
Интерес российской общественности к личности и творчеству Магомаева вполне закономерен. Муслим обладал феноменальным голосом редкой красоты (баритон), получил блестящее академическое образование, стажировался и в миланском
Однако эстрада - вещь недолговечная. Эстрадные звезды гаснут так же быстро, как и вспыхивают. Но сказанное не относится к Магомаеву. Его подлинное величие я осознал в Нью-Йорке. Значит, в середине 90-х на 56-ой улице Манхэттена (между Пятым и Шестым авенью) находился ресторан "Эрмитаж". Ресторан был дорогой, с французской кухней, туда ходили богатые американцы, а также богатые советские эмигранты, приехавшие в США до 1980г. (напомню, что после советского вторжения в Афганистан Соединенные Штаты перекрыли путь на Запад для советских граждан), так как хозяином ресторана был выходец из СССР, который пригласил на работу в качестве пианиста
Одним словом, вечерами в "Эрмитаже" исполнялись песни Арно Бабаджаняна из репертуара Муслима Магомаева, и это умиление надо было видеть! Русские переполняли ресторан, пили "Домпириньон" и закусывали черной икрой, принося владельцу заведения большие доходы, а самим себе - ни с чем несравнимое наслаждение! Фактически эстрадная музыка Бабаджаняна была в состоянии трогать людей через три десятилетия на другом континенте! Да о каких трех десятках лет идет речь, когда и сегодня, лет через 40-50, непревзойденными и востребованными остались как песни Бабаджаняна, так и их исполнение Магомаевым.
Здесь следует высказаться о роли Арно Бабаджаняна в становлении карьеры Муслима Магомаева. Однозначно можно сказать: если бы не музыка Бабаджаняна, то Магомаеву нечего было бы петь и, следовательно, нечем было бы стать звездой первой величины, и, вероятно, ему пришлось бы вернуться на оперную сцену. Но в жизни произошло не так: творческий союз Бабаджаняна, Магомаева и поэта Рождественского создал шедевры эстрадного искусства. Остается сожалеть о двух вещах. Во-первых, песни Бабаджаняна сегодня редко исполняются, и вина за это целиком ложится на Магомаева, после которого эти песни мало кто рискует спеть.
А во-вторых... Во-вторых, карабахская война сказалась даже на творческих союзах армянских и азербайджанских артистов. Азербайджанская диаспора оказывала на Магомаева колоссальное давление. Убежден: ранний уход со сцены Магомаева был спровоцирован именно карабахской проблемой. Ибо Магомаев не мог на сцене не петь Бабаджаняна (так как, по большому счету, Бабаджанян был основой его репертуара), а частые исполнения армянского автора грозили для него неприятностями...
Однако к чести Муслима надо сказать, что никогда в жизни он не отрекался от своего старшего товарища. Несколько лет назад Араик Бабаджанян, сын композитора, рассказал нам о его телефонном звонке Магомаеву. Дело в том, что Муслим прервал свои связи с московскими армянами, и никто не мог связаться с ним по вопросу его участия в посвященном Бабаджаняну фильме. А Араику он сказал, что ради Арно он готов на все. В самом же фильме Магомаев говорит красивые слова о Бабаджаняне. Он признает роль композитора в собственном становлении, хотя и сказал приблизительно следующее: "Неправильно говорить, что Арно и Рождественский создали меня или наоборот: мы вместе создавали друг друга, у нас было замечательный союз...".
Сегодня