"90-95% строительных отходов в Санкт-Петербурге используется в дальнейшем. Сегодня основные направления использования - восстановление нарушенных земель и рекультивация отработанных карьеров". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 16 августа, в ходе заседания Городского штаба благоустройства заявил заместитель начальника департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Скорописов.

"С 2011 года по 1 июня 2012 года департамент Росприроднадзора установил по строительным отходам 231 проектных норматив, согласно этим нормативам, в которых предприятия указывают, сколько отходов они предполагают произвести, будет образовано отходов: грунта на 6 млн 915 тыс тонн в год, строительных отходы - 774 тыс тонн в год, сказал чиновник. - При этом весь объем информации проверяет 7-8 сотрудников департамента, которые работают на пределе возможностей".

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев, в свою очередь, сообщил, что одним из решений проблемы может быть обращение в Росприроднадзор РФ с просьбой увеличить штат сотрудников департамента по Санкт-Петербургу.

Дмитрий Скорописов отметил, что утвержденные департаментов цифры лимитов на строительные отходы не могут дать достоверной информации о фактической утилизации отходов, так как контроль за этим процессом "ослаблен недостаточным взаимодействием органов исполнительной власти, заинтересованных в этом вопросе". Кроме того, по словам Дмитрия Скорописова, отходы пятого, самого низкого класса опасности, фактически ушли с поля лицензионного контроля, и строительные компании "все отходы пытаются загнать под 5 класс". "Ставить под сомнение дающую заключения о классе отходов лабораторию, которая аккредитована в Росстате мы не можем, - сказал Скорописов. - Не лицензируются сбор, транспортировка и использование отходов, а только сбор и размещение, что составляет всего 5% лицензиатов. Фактически 95% перевозчиков бесконтрольны. Основное количество образующихся строительных отходов относится к предприятиям малого и среднего бизнеса. На них распространяется упрощенный порядок обращения со строительными отходами. В конце года они присылают свои отчеты о фактическом образовании отходов. Если сопоставить проектные нормативы и отчетность, то по отчетам в год получается на 1-1,5 млн тонн больше отходов, чем было запроектировано. При этом в отчетах есть графа: поступило от сторонних организаций. Какие такие сторонние организации?"

При этом штраф за нарушение порядка обращения со строительными отходами составляет 200 тысяч рублей, что, как саркастически заметил вице-губернатор Сергей Козырев, является "для строительной компании серьезным ударом".

"У департамента Росприроднадзора отсутствует информация о содержании технологических регламентов комитета по природопользованию Санкт-Петербурга, - продолжил Дмитрий Скорописов. - Хотелось бы создать механизм взаимодействия, чтобы при составлении регламентов учитывались документы нормирования, а мы бы могли учитывать информацию, содержащуюся в регламентах. Отсутствие единого механизма контроля и разрешительной документации в области обращения со строительными отходами приводит к выявлению значительного объема строительных отходов, размещенных в неустановленных местах. Строительный мусор вывозится в ближние пригороды Санкт-Петербурга, от чего страдают земли Всеволожского и Ломоносовского района. Крупные свалки строительных отходов образуются в городе, и об этом не осведомлены органы муниципальной власти".

Чиновник подчеркнул, что в ближайшее время необходимо обсудить вопросы административной и личной ответственности органов муниципальной власти в вопросе контроля за несанкционированными свалками строительного мусора.

Также Дмитрий Скорописов предложил создать рабочую группу, в которую войдет департамент Росприроднадзора, комитет по строительству, служба Госстройнадзора, комитет по природопользованию, комитет по благоустройству и, возможно, представители районных администраций для разработки механизма контроля в области обращения с отходами. "Есть необходимость создания общего закрытого Интернет-портала, где имеющаяся информация заинтересованных органов государственной власти систематизировалась бы и мы имели бы у ней доступ в нужный момент," - продолжил Скорописов.

Вице-губернатор Сергей Козырев заявил, что проблему обращения со строительными отходами необходимо вынести на обсуждение "малого правительства", которое заседает по понедельникам за закрытыми дверьми. "Рабочая группа будет работать в течение месяца, ее возглавит председатель комитета по природопользованию Дмитрий Голубев, - подытожил вице-губернатор. - За это время необходимо подготовить предложения по изменению федеральных законов и законодательства Санкт-Петербурга по вопросам лицензирования в сфере обращения со строительными отходами, ответственности перевозчиков, усилению требований к классификации строительных отходов. Сегодня очень трудно понять, на каком этапе с кого и то можно требовать. Необходим контроль конечной точки, куда отправляются строительные отходы. В конце сентября мы выносим этот вопрос на малое правительство".