10 августа в Армении истек срок подачи заявлений для участия в выборах местного самоуправления, которые намечены на 9 сентября. Одновременно была исчерпана и главная интрига предвыборной кампании, связанная с ситуацией во втором по величине городе республики - Гюмри.

В течение всего лета основным вопросом, занимавшим местных наблюдателей и, разумеется, самих гюмрийцев была "проблема" действующего градоначальника Вардана Гукасяна - станет ли он баллотироваться на очередной срок? Вопрос актуализировался после того, как во время парламентских выборов в мае нынешнего года правящая Республиканская партия Армении (РПА), областной и городской структурами которой руководил Гукасян, проиграла в Гюмри партии "Процветающая Армения" (ППА). В свете близящихся президентских выборов (февраль 2013 года) и несколько специфических отношений "заклятой дружбы", сложившихся в последнее время между РПА и ППА, поражение было воспринято властями довольно болезненно. Были сделаны выводы, с партийных постов Гукасян был освобожден. Это само по себе означало, что об очередном выдвижении на пост мэра речи быть не может. Тем более что и сам действующий мэр, и его родственники, превратившие город в свою вотчину, постоянно оказывались фигурантами различных скандалов криминального характера. Дошло до того, что Гюмри стали называть "армянской Сицилией" (увы, не в смысле благодатного курортного климата и туристических достопримечательностей, а из-за частых криминальных происшествий).

Давно ожидаемую горожанами перспективу освобождения от властвующего клана сам Вардан Гукасян воспринял агрессивно. ИА REGNUM уже публиковало послание группы жителей, которые жаловались на царящую в городе атмосферу страха и насилия, которую насаждает сын мэра, Спартак Гукасян. Авторы послания просили оградить их от творящегося беспредела. До ввода войск, разумеется, не дошло. По данным местных СМИ, президент Серж Саргсян пригласил к себе Гукасяна и сообщил, что его очередное выдвижение РПА считает нецелесообразным. Забавно, но некоторые издания утверждали, будто мэр на это ответил, что подобное решение "небогоугодно" (видимо, свои поступки, образ жизни и стиль руководства городом он считает богоугодными).

Реакция главы государства была соответствующей. Именно после этого Гукасян, как утверждается, прямо в кабинете президента написал заявление об отставке с поста руководителя партийных структур города и области. Но при всём том с поражением как бы не смирился. В Гюмри стали настойчиво распространяться слухи, что он всё же пойдет на выборы - в качестве самовыдвиженца. И победит, поскольку его поддержат "высшие силы". Была вброшена фантастическая версия, будто за Гукасяна станут просить местные казаки, объединение которых он патронировал. И просить ни кого иного, как... президента России Владимира Путина! В сеть даже была вброшена информация, якобы Путин "замолвит словечко" перед Сержем Саргсяном. Разумеется, в повестку недавней встречи российского и армянского лидеров "вопрос Вардана Гукасяна" включен не был. Можно с уверенностью сказать, что Путин вообще не подозревает о его существовании. Впрочем, авторы подобных слухов сами прекрасно понимали беспомощность своих потуг.

Так, например, сын мэра, которого называют "авторитетным" человеком, попытался покинуть город и уехать в Россию, но во время прохождения паспортного контроля в аэропорту у него, по официальной версии, "были обнаружены связанные с документами проблемы". Стало ясно, что за мэра и его ближайшее окружение взялись всерьез. Одновременно РПА сделала весьма интригующий ход. Основным кандидатом на пост мэра стал депутат от ППА, известный местный предприниматель Самвел Баласанян. То есть правящая партия решила "отдать" город своему основному политическому конкуренту. Шаг, на первый взгляд, представляющийся рискованным. Разумеется, тут сыграл свою роль тот факт, что у ППА в Гюмри действительно достаточно сильные позиции. Но не только. Как пишет одна из местных газет, "поддержка кандидата-члена "Процветающей Армении" позволяет властям взаимодействовать с ППА - при том, что последняя всячески стремится доказать свою оппозиционность. Получается, что эта "самая оппозиционная" сила на выборах во втором городе Армении выступит единым блоком с партией власти. То есть "оппозиционность" начинает рушиться, едва только замаячила перспектива получения поста мэра Гюмри". А в том, что РПА поддержит Баласаняна, сомнений нет. По словам зампреда правящей партии Галуста Саакяна, "мы либо предложим, либо поддержим его кандидатуру. Вопрос лишь в том, с каким заявлением предстать перед общественностью, чтобы это было полезно для Баласаняна".

Впрочем, мнение, будто Гукасян, 13 лет стоявший во главе города, просто так не уйдет из политики, всё еще сохраняется. Как пишет газета "Жоговурд" со ссылкой на "хорошо информированные источники", сыну Гукасяна, Спартаку, всё же позволили покинуть город и направиться в Москву - якобы для того, чтобы "короноваться вором в законе". Отсюда делаются предположения, что в ходе выборов Гукасян-старший будет иметь значительный "криминальный и материальный ресурс", что-де позволит ему сыграть собственную игру, помешав предвыборной кампании Баласаняна, которому еще недавно сын мэра угрожал, требуя снять свою кандидатуру.

Конечно, версии такого рода выглядят экзотическими. И проблема уже отнюдь не в личности Вардана Гукасяна и иже с ним, а в дальнейших взаимоотношениях между РПА и ППА. Сегодня большинство местных аналитиков склонны полагать, что правящая партия "обменяла" пост гюмрийского градоначальника на поддержку со стороны ППА во время выборов президента республики. В этой связи симптоматично, что, по данным газеты "Грапарак", лидер ППА, олигарх Гагик Царукян сказал экс-министрам и экс-губернаторам от этой партии, которые были вынуждены подать в отставку после того, как ППА отказалась входить в правящую коалицию: "потерпите, всё будет хорошо". При этом станет "хорошо", ориентировочно, через шесть-семь месяцев, то есть - после президентских выборов. Газета утверждает, что люди из окружения Царукяна уверены: между их патроном и властью имеется конкретная договоренность относительно дальнейшего сотрудничества.

Вполне возможно, что так оно и есть. Но в чем именно эта договоренность состоит? Напомним, что ППА отказалась от вхождения в коалицию власти после того, как потерпело фиаско ее намерение провести на пост премьер-министра своего ставленника. Не исключено, что после президентских выборов этот вопрос вновь встанет в повестку дня, хотя такая вероятность невелика. Скорее, могут быть найдены такие формы взаимодействия между двумя ведущими партиями, при которых значение ППА в политической и деловой жизни страны несколько возрастет и окрепнет. Это, кстати, вполне на руку властям, поскольку ППА, в отличие от РПА, является последовательным проводником в Армении идеи Евразийского союза, и уже поэтому такая партия никак не может быть на обочине политической жизни. Это было бы неуместно, учитывая огромную важность отношений с российским союзником.

Одно можно сказать с полной уверенностью: предстоящие выборы в органы местного самоуправления станут еще одним шагом к формированию в Армении де-факто двухпартийной системы. Так называемая оппозиция в лице Армянского национального конгресса, АРФ "Дашнакцутюн" и партии "Наследие", прошедшая в парламент с огромным трудом, на сей раз практически ни на что рассчитывать не может, о чем и сама прекрасно знает. Кандидатов от указанных политических сил будет немного, предвыборное поле плотно "оккупировано" кандидатами от РПА и ППА. Представители оппозиции объясняют свою явную пассивность нехваткой финансов. Но даже одно это свидетельствует, что местный бизнес предпочитает взаимодействовать с фаворитами, поскольку после парламентских выборов пришел к выводу, что убедительной коалиции, способной оказывать влияние на принятие решений, оппозиционным партиям создать не удалось.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)