Недоработки силовиков в борьбе с терроризмом ставят под угрозу существование Казахстана - об этом рассуждает автор информационного агентства КазТАГ Расул Рысмамбетов на страницах издания. По мнению Рысмамбетова, "в последние месяцы Алма-Ата перестал быть просто перевалочной базой для террористов. Судя по недавнему обнаружению нескольких мешков селитры в доме в поселке Тау самалы, где случайно (?) взорвались террористы - город в скором времени станет полем битвы".

Автор перечисляет события - штурм в микрорайонах, в результате которого пострадало 11 бойцов спецназа МВД "Сункар" (апрель 2011 года), перестрелка с бандитами (?) на улице Райымбека (в Алма-Ате), где не удалось взять в живых ни одного подозреваемого - достоверно показывают, что наши правоохранительные структуры не готовы к силовому противостоянию. Более того, автор замечает, что "штурм времянки в поселке Боралдай, в результате которого было убито два (!) лучших штурмовика спецподразделения КНБ (Комитета национальной безопасности - ИА REGNUM) "Арыстан" (у каждого почти 10 лет опыта спецопераций) свидетельствует о том, что и спецслужбы не были готовы к такому яростному сопротивлению преступников".

Любопытно, что Расул Рысмамбетов прогнозирует, что частота и интенсивность подобных боевых столкновений начнет нарастать уже осенью. И старые, проверенные способы правоохранителей в ответ не сработают. По его мнению, "остается только надеяться, что силовики все же сумеют решить сверхзадачу, мобилизуются и перехватят инициативу у преступников. Иначе просчеты наших силовых структур в итоге поставят под угрозу само существование Казахстана. И это не фигура речи, а реальная и горькая перспектива".

По данным автора КазТАГ, "есть ряд версий, кто стоит за террористами, орудующими в Казахстане".

В частности, речь идет о гипотезах проникновения внешней силы, которая "подкрепляется явно просматриваемыми следами, ведущими на Ближний Восток и Кавказ, а далее в развитые страны Запада, которые активно спонсируют и консультируют мелкие религиозные группировки и течения. И не секрет, что проводниками этой политики "пояса нестабильности" могут служить религиозные деятели (как граждане Казахстана, так и "гости"), получившие образование в экстремистских учебных заведениях иностранных государств".

Вместе с тем, "согласно версии внутренней угрозы - за террористами стоят некие местные политико-финансовые группировки, которые борются за верховную власть в Казахстане. По этому предположению, их стратегия проста - теракты, взрывы и многочисленные жертвы должны расшатать нервы Ак Орды, привести к смещению ряда ключевых фигур и, как минимум, посеять растерянность и неуверенность в действиях президента и его ближайшего окружения. Добившись этого, можно уже планировать и более радикальные действия, за которыми будут стоять руководители кланов, их родственники и друзья, поддерживаемые опытом и подготовкой бывших сотрудников спецслужб, выброшенных властью за борт по отрицательным мотивам" - отмечает автор.

Однако перечисленные версии не являются взаимоисключающими: доморощенные политики, как свидетельствуют некоторые примеры, тесно общаются с иностранными структурами, а иностранные факторы легко могут задействовать местные маргинальные - политические и криминальные - элементы, констатирует Рысмамбетов.

По данным автора, "в Казахстане уже давно сложилось несколько властных группировок, которые реально определяют политику в стране, используя распоряжения президента лишь как инструмент для достижения только им выгодных позиций. При этом руководством группировок очень ловко используется нескоординированность, разобщенность, а, зачастую, и открытое противостояние силовых структур. В итоге территориальные подразделения силовиков, внешне сохраняя централизованную подчиненность, в значительной своей части двигаются в фарватере этих группировок. Воинский долг, увы, иногда отступает перед родственными, клановыми обязательствами, и, будем до конца честными, перед большими деньгами". "Но, даже если правоохранительные органы и спецслужбы, как и жену Цезаря, оградить от подозрений, придется признать - они все равно не смогут изменить социальных и административных предпосылок для взращивания терроризма. Увы, согласно давно сложившейся практике, местные акиматы (администрации) редко или никак не реагируют на рекомендации территориальных силовых органов - ДВД, ДКНБ и ДБЭКП" - сетует обозреватель.

Именно поэтому, уверен он, "в создание некоей антитеррористической инфраструктуры, необходимость которой уже ни у кого не вызывает сомнения, эффективным будет вовлечь сами местные акиматы".

Также важным "аргументом в пользу использования ресурсов акиматов является конкуренция силовиков. Подследственность состава "террористическая деятельность" относится как к МВД, так и к КНБ. Да и террористическую направленность преступной деятельности чаще можно обнаружить только при допросах задержанных, или осмотре вещей убитых бандитов. Поэтому любая из силовых структур старается побыстрее реализовать полученную оперативную информацию - пока она не утекла к конкурентам, а то и к террористам. В МВД и КНБ подзабыли практику негласных (скрытых) захватов, предпочитая масштабные сражения "кость в кость". А координация антитеррористических мер и мероприятий осталась в стороне, уступив место политическому противостоянию силовых ведомств". "Вот почему именно на примере Алма-Аты стоило бы, не откладывая, создать первый межведомственный антитеррористический центр. Ведь гражданские чиновники не должны оставаться в стороне, если в некоторых регионах они сами создали такие неприемлемые социально-экономические условия, что толкнули своих сограждан в объятия религиозных экстремистов и преступников" - уверен наблюдатель.

Предлагая эту, витающую в воздухе идею, автор подчеркивает - "только при поддержке местной власти получится по-настоящему реализовать все предлагаемые меры.

Примерная схема будущего образования видится такой - базовой будет создание муниципального информационно-аналитического центра при акимате, куда будут прикомандированы не только оперативники из ДВД, ДКНБ и ДБЭКП, но также и преподаватели ведомственных ВУЗов, ведь такую структуру нужно делать с умом. Как общество видит сейчас - практика деятельности силовых структур до сих пор не обогащается теоретическими изысканиями".

Расул Рысмамбетов поясняет, "в нашем представлении муниципальный антитеррористический информационно-аналитический центр г. Алма-Аты - это большая комната, где постоянно работают не более 5-7 человек, специалистов в высоком понимании этого слова. Они находятся в постоянном контакте с силовыми структурами города, областным и районными акиматами, областными и городскими структурами (здравоохранение, ЧС, образование, КСК и т.д.) Накапливая ежечасную информацию о жизни двухмиллионного мегаполиса, группа будет владеть самым большим объемом информации о ситуации в Алма-Ате. На основе собранных сведений они смогут осуществлять перспективный анализ ситуации и вносить предложения по ликвидации предпосылок для возникновения террористических и криминальных угроз" - уверен журналист. Он перечисляет: "сотрудники центра смогут принимать участие во всех совещаниях силовиков на тему терроризма и бандитизма, а также регулярно докладывать акиму города об угрозах горожанам. Но при этом, они должны будут и нести ответственность за неверные оценки ситуации, беспечность и "хлопанье ушами".

Преимущество такого центра в полноте данных, которыми будет владеть акимат. Центр не будет заниматься слежкой, захватом, штурмами и рейдами, а сугубо сбором и анализом информации, что делает его беспристрастным в оценке деятельности силовых структур. Такой муниципальный орган сможет ликвидировать досадные пробелы в информировании общественности и заполнит недочеты работы ведомственных пресс служб".

Вместе с тем, рассуждая о конкретных проблемах наблюдения и учета, обозреватель отмечает, что "одной из самых серьезных проблем Алма-Аты стоит прописка и съемные квартиры. Аким города Ахметжан Есимов поручил правоохранительным структурам и КСК провести рейд, чтобы точно выяснить, какие квартиры сдаются и кому.

На примере моего, достаточно среднестатистического дома, скажу, что в подъезде сдается около 25% квартир. Если применить данную цифру к городу, то получается, что в городе сдаются десятки тысяч квартир и частных домов. Только меньшая часть хозяев жилья зарегистрированы как арендодатели и платят налоги. Чаще сдача идет "теневым" способом. Само собой, хозяева квартир не собирают копий удостоверений личности, не несут их участковым. А "теневые" арендодатели - это уже уклонение от налогов и состав для ДБЭКП. Не исключено, что одни из таких "теневых" арендодателей и пустили к себе террористов в районе Тау самалы". Однако, одноразовый рейд - лишь галочка в плане мероприятий, и он не решает проблемы. "Все людские потери силовых структур при штурмах случились потому, что никто не знал, сколько внутри преступников. Именно новый центр сможет помочь ДВД и КСК создать постоянно действующие базы учета арендаторов в Алматы. При нынешних транспортных пробках и слабом освещении улиц (которое для экономии включается только в сумерках) также крайне важно покрыть все важные точки в городе видеонаблюдением. Более того, владельцы частных видеокамер наблюдения (внутри помещений) смогут помочь городу, предоставив онлайн доступ. С нынешним развитием телекоммуникаций сделать это нетрудно" - утверждается в статье.

В этом смысле важно, что самым главным шагом может быть объявление крупной награды за результативное сообщение о преступлении или готовящемся теракте. Например, глава британской службы MI 5 Стелла Ремингтон таким образом не только выявила советских разведчиков, но и значительно улучшила криминогенную ситуацию в Лондоне - сочетание камер наблюдения и награды за сообщение сделали свое дело.

Уверен, не стоит сбрасывать со счетов и такую простую, но важную вещь, как гражданскую сознательность наших людей. Просто люди должны быть уверены, что их информацию ждут, и ей смогут правильно воспользоваться.

"Для образцового общения с горожанами целесообразно внедрить простой номер телефона доверия. В свое время это сделал ДКНБ, призвав горожан звонить на 057. Можно добавить, что телефон доверия не должен быть отдельный у каждой службы, а общий, чтобы улучшить прозрачность реагирования, да и людям не придется записывать многозначные телефоны доверия для каждого отдельного случая" - отмечает журналист.

При этом, по мнению Расула Рысмамбетова, "от шквала терактов нас (жителей Казахстана) пока спасают только отчаянные усилия антитеррористических подразделений и/или сдержанность руководителей экстремистских ячеек: потому что они еще не выстроили в Казахстане террористической инфраструктуры полного цикла (вербовка, тренировка, вооружение, работа со спонсорами, теракты, медиа-поддержка)".

Однако казахстанские террористы и их покровители уже громко заявляют о себе - "взорвав дом в непосредственной близости от президентской трассы. На наш взгляд случайность этого взрыва можно ставить под сомнение. Он скорее был отвлекающим маневром, который принес в жертву не самих исполнителей: бойцы редко проживают в районах терактов, чтобы не попасть под случайную проверку документов".

Автор констатирует, что "качество подготовки террористов, продемонстрированное ими во время последних штурмов и терактов, мы уже оценили. В то же время наши силовики до сих пор часто отрабатывают устаревшие типовые ситуации для развлечения начальства. И это не в последнюю очередь происходит потому, что в антитеррористических подразделениях операции планируют офицеры, никогда не принимавшие участие в боевых действиях или реальных штурмах. Это недоработка имеет место по одной причине: налицо активное вмешательство гражданских политиков и властей в кадровую политику силовиков на исполнительском уровне".