Москва, 8 августа, 2012, 11:12 — ИА Регнум. "Сегодня в компании "Нафтогаза Украины" дать однозначный ответ на вопрос о конечной стратегической цели правительства по реорганизации компании "Укртрансгаз" в публичное акционерное общество никто не может", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский эксперт по энергетическим вопросам Алексей Рябчин.
По словам эксперта, тактическим шагом этого решения "Нафтогаза" является выполнение требований третьего энергопакета ЕС, а также желание украинского правительства разблокировать финансирование модернизации ГТС Украины со стороны ЕС. "Правительство Украины находится под сильнейшим прессингом со стороны как европейский, так и российских партеров, и, по всей видимости, пока не может реализовать выгодный для Украины сценарий. Так просто за бесценок приватизировать компанию "Укртрансгаз" не получится. Но нельзя исключать влияния лобби "Газпрома" на активизацию процессов по реорганизации "Укртрансгаз" в публичное акционерное общество. Если это дело рук российского газового монополиста, тогда следует признать, что он действует очень тихо и слаженно, не оставляя следов. На сегодняшний день я не вижу "газпромовского следа" в этих законопроектах. Они больше направлены на Европу. Сегодня никто не может отрицать наличие интересов среди украинских и российских бизнесменов к украинской ГТС. Желание купить такой прибыльный объект за бесценок, используя лоббистские возможности - это визитная карточка пост-советских бизнесменов. Но заявления о том, что ГТС Украины продадут по дешевке за 1 млрд. долл., носят явно провокационный характер и не имеют под собой серьезных оснований. ЕС готов предоставить Украине финансирование для модернизации ГТС при условии выведения "Укртрансгаза" и "Укргаздобычи" в отдельные хозяйственные единицы. При этом, еврокомиссия также требует гармонизировать украинское законодательство с европейским, чтобы выделенные на модернизацию ГТС деньги не пошли на проедание", - сказал Рябчин.
Он также сообщил, что на сегодняшний день у Украины нет денег на модернизацию ГТС. "Сегодня "Нафтогазу" Россия денег не дает, а Европейский союз обещает выделить финансирование только при условии выполнения ранее взятых на себя требований. К сожалению, Украина может за свой счет вести только текущий ремонт трубы, но на проведение крупной модернизации денег нет. "Нафтогаз" закредитован кем только можно: Россией, Европой, денег нет. Поэтому "Нафтогаз" реформирует свои структуры исходя из европейских требований, чтобы привлечь инвестиции в модернизацию ГТС и масштабной интеграции в сектор европейской энергетики. Этим шагом Украина может показать, что она и без помощи России способна провести модернизацию своей трубы в спокойном режиме", - подытожил Рябчин.
Как сообщал ИА REGNUM, по данным украинских СМИ, реорганизация дочерней компании "Нафтогаза Украины" "Укртрансгаз" в публичное акционерное общество позволит украинским олигархам за "чисто символическую" сумму 6,5 млрд гривен (менее $1 млрд) взять под контроль всю украинскую газотранспортную систему, стоимость которой, по разным оценкам, колеблется от $10 млрд до $27 млрд. Как известно, Кабмин Украины по поручению президента распорядился реорганизовать дочерние компании "Нафтогаза" - "Укртрансгаз" и "Укргаздобыча" - в публичные акционерные общества (ПАО). Формально таким образом Украина выполняет требования третьего энергопакета ЕС. Неформально через акционирование "Укртрансгаза" открывается прямой и сравнительно дешевый доступ к украинской ГТС.