В ответ на приглашение КГБ Белоруссии прибыть в Минск для дачи объяснений по делу о "плюшевом десанте" представители шведского PR-агентства Studio Total Пер Кромвелл и Томас Мазетти предложили рассмотреть данное предложение, если оно будет сделано в письменной форме.

Напомним, 7 августа КГБ Белоруссии распространил официальное сообщение о том, что двум задержанным гражданам Белоруссии предъявлено обвинение по факту незаконного пересечения 4 июля литовско-белорусской границы подданными Королевства Швеции на легкомоторном самолете. Двое задержанных - фотограф Антон Суряпин, разместивший в интернете фото сброшенных с самолёта игрушек, а также риэлтор Сергей Башаримов, который мог предоставить жильё в Минске участникам акции. В сообщении КГБ также предлагается "подданным Швеции, принявшим участие в организации и осуществлении незаконного перемещения через Государственную границу, прибыть в г.Минск для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых, в том числе для проведения очных ставок".

"Studio Total может комментировать обвинения только после того, как ознакомится с ними. Но публикация фотографий в Интернете не может быть незаконной. Более того, факт пересечения границы и сброса мишек подтвердил сам Лукашенко, то есть на фотографиях, которые всего лишь (!) разместил в интернете Антон Суряпин, нет ничего надуманного. Что касается Сергея Башаримова, то тогда надо арестовывать и предъявлять обвинения всем: тем, кто сдал нам напрокат автомобиль, продал билеты на самолет... В этом нет никакой логики, никакого смысла. Просто попытка продемонстрировать свою власть. Нерациональные действия со стороны Лукашенко, который, судя по всему, находится в полном отчаянии и неадекватно воспринимает происходящее. Studio Total не получало никаких письменных приглашений от КГБ, так что комментировать сложно. Но пусть шлют - Studio Total с интересом почитает и обдумает", - прокомментировал в интервью белорусскому оппозиционному интернет-изданию charter97.org предложение КГБ Белоруссии Томас Мазетти.

Отметим, что 5 июля Мазетти через телеканал SVT признался в организации и осуществлении акции по десантированию плюшевых игрушек в Белоруссии. По его словам, он лично находился в самолёте и назвал имена других участников акции. Позднее, 17 июля Мазетти заявил о том, что ни у него, ни у других участников данного мероприятия не было никаких контактов ни с Суряпиным, ни с кем-либо другим, проживающим в Белоруссии. По его словам, он не отправлял Суряпину никаких фотографий. Мазетти сообщил, что со шведского самолёта было сброшено более сотни плюшевых игрушек, и он, как непосредственный участник полёта, может подтвердить, что их фотографировали множество людей. Недавно, 1 августа Мазетти заявил о том, что организаторы "плюшевого десанта" готовы объясниться с официальными лицами Белоруссии. "Но они почему-то не хотят с нами разговаривать. Я не знаю, почему", - отметил шведский пиарщик.

На предложение КГБ Белоруссии откликнулся основатель шведского PR-агентства Studio Total. В интервью "Радио "Свобода" Кромвелл заявил: "Во-первых, мы не получили никакого приглашения. Они не связались с нами и не передали нам никакого формального приглашения. Я видел пресс-релиз на сайте КГБ. Если бы они обратились к нам с таким предложением, я обсудил бы это предложение и с [пилотом] Томасом, и с КГБ относительно условий, на которых мы должны были бы туда приехать".

"Формально у нас сейчас нет в Белоруссии посла. Но мы могли бы обсудить с КГБ, как и с людьми из шведского посольства и с некоторыми здесь в Швеции, на каких условиях мы могли бы поехать в Белоруссию и дать объяснения по делу Суряпина и Башаримова. Мы могли бы начать эти переговоры сразу. Честно говоря, я не знаю, как связаться с КГБ. Думаю, что наиболее удобно было бы, если бы они прислали нам какой-то мейл, и мы могли бы ответить на него, - констатировал Кромвелл. Он также признал, что нарушение литовско-белорусской границы имело место, однако Суряпин и Башаримов не помогали шведам в организации полёта.

"Как мы говорили с самого начала, мы не имели никаких контактов с белорусами до полета, поэтому это совершенно нелепое обвинение. Я сказал бы, что это абсолютно фантастическое обвинение. Я не могу себе представить, какого рода доказательства КГБ имеет против этих людей", - подчеркнул Кромвелл.

Как сообщало ИА REGNUM, 4 июля шведские пилоты из пиар-компании Studio Total, подняв легкомоторный самолёт с территории Литвы, пересекли государственную границу и сбросили на окрестности Минска сотни плюшевых игрушек, к которым были прикреплены листовки с лозунгами в защиту прав человека. По словам организаторов акции, самолёт, оставшись незамеченным белорусской системой ВВС-ПВО, беспрепятственно вернулся в Литву. Власти Белоруссии отрицали сам факт данного полёта, однако завели уголовное дело с формулировкой "пособничество незаконному пересечению границы", КГБ задержал и содержит под стражей двух подозреваемых граждан Белоруссии - риэлтора Сергей Башаримова и студента-фотографа Антона Суряпина. Кроме того, в КГБ Белоруссии допросили ряд подозреваемых в "пособничестве" шведам при незаконном пересечении госграницы.

Позднее, 31 июля Александр Лукашенко за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по обеспечению национальной безопасности Белоруссии снял с должностей председателя Госпогранкомитета Игоря Рачковского и командующего ВВС и ПВО Вооруженных сил Белоруссии Дмитрия Пахмелкина. Назначая новое руководство Госпогранкомитета Белоруссии 2 августа, Лукашенко заявил о том, что против шведских пилотов, сбросивших над Белоруссией плюшевых мишек, следовало применить оружие.

По мнению экспертов, пилоты из шведской пиар-компании Studio Total добились того же результата, что и 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, который 28 мая 1987 года на легкомоторном самолете "Сессна-172Б Скайхоук" сел на Красной площади в Москве. Тогда СССР отмечал День пограничника и появление воздушного нарушителя, приземлившегося рядом с Кремлём, повлекло отставки высокопоставленных советских военачальников. Согласно одной из версий, полёт Руста был тщательно спланированной спецоперацией западных спецслужб, направленной на дискредитацию военного руководства Советского Союза, сохранившего со времен "холодной войны" властные полномочия и мешавшего Михаилу Горбачёву проводить "перестройку".