Заявление муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова о том, что Духовное управление мусульман Татарстана косвенно виновно в случившемся теракте в республике, не иначе как оправданием ваххабизма в Поволжье не назовешь. Саратовский муфтий не видит никакой проблемы с ваххабизмом ни в Татарстане, ни в окружающих его субъектах. И это несмотря на то, что в регионе уже в открытую заявляют о себе "лесные братья" и происходят теракты.

Ничего этого Бибарсов странным образом не замечает, а наоборот пытается поставить в вину татарстанскому муфтияту, что проводимый им курс на деваххабизацию мусульманской уммы республики ошибочен. Следуя логике официального главы мусульман Саратовской области, противостоять проникновению нетрадиционных для коренных мусульманских народов России зарубежного ислама не нужно. Впрочем, Мукаддас Бибарсов не то что не противостоит этому, но даже, похоже, помогает.

Наблюдатели помнят, что 25 апреля 2009 года именно Саратов стал местом проведения съезда членов "Джамаат Таблиг" - радикальной исламистской организации пакистанского происхождения, признанной экстремистской и запрещенной в России. Таблиговцев тогда горячо защищал Мукаддас Аббасович. Впрочем, не только этим известен муфтий Бибарсов.

Как татарин и мусульманин скажу, что многие татары Саратова перестали ходить в единственную в городе мечеть, которая уже перестала быть в их глазах "татарской", в том числе, стараниями самого Бибарсова. Процент бородатых фундаменталистов в ее стенах скоро сравняется с числом обычных мусульман. При этом удивляет даже не то, что Бибарсов стал из Саратова давать указания светским властям Татарстана, как вести себя с ваххабитами (трудно представить, как муфтий любого другого региона будет указывать, например, губернатору Саратовской области, что и как ему нужно делать), а то, какие коллизии происходят с самим муфтием. В частности, отмечу скандал с родным отцом саратовского муфтия Аббас-хазратом Бибарсовым, который сначала заявил газете "Известия", что подозревает сына в ваххабизме, а потом вынужден был опровергнуть свое же заявление, правда, сделал это не в уважаемой газете, а на имеющем специфическую репутацию портале.

Как видно со стороны, Мукаддас Бибарсов может говорить одно, а делать потом прямо противоположное. Например, он громогласно заявляет, подобно ваххабитам, что посещать Болгар - священное для мусульман Татарстана место - это ширк (многобожие), а потом сам же посещает Болгар и молится там. Надо хотя бы в таких принципиальных вопросах быть последовательным.

В этой связи Мукаддасу Бибарсову, объединившему на подконтрольном ему ресурсе "Ансар.ру" всех тех, кого справедливо удалили с сайта "Ислам.ру", хочу посоветовать не пытаться отвлечь внимание от проблемы распространения зарубежного ислама радикального толка в Поволжье. Проблема эта есть. Как есть она и в Саратовской области. И уж тем более не стоит ставить в вину муфтию Татарстана Ильдусу Фаизову, чудом выжившему в результате теракта, то, что он вел неправильную политику в регионе. Возможно, эта политика не отвечает интересам муфтия Бибарсова, но она направлена на укрепление государства, о чем, кстати, неоднократно говорил президент Татарстана Рустам Минниханов.

Раис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ