В Риге, в кафе книжного магазина "Поларис" состоялась презентация книги-фотоальбома "Черные береты в истории страны", посвященной двадцатилетию со дня образования тюменского ОМОНа на базе рижского Отряда милиции особого назначения, который отмечался 2 декабря 2011 года.

Презентовал книгу и отвечал на вопросы публики один из ее соавторов Сергей Русанов. Как сообщает портал baltijalv.lv, приезд Русанова до последнего момента держался в тайне, поскольку прецеденты с "внезапным" запретом на посещение Латвии уже не являются чем-то необычным - достаточно вспомнить отказ на въезд, с которым столкнулись историки Александр Дюков и Владимир Симиндей. Всего на презентации присутствовало свыше тридцати человек.

Несколько глав книги, имеющих отношение к истории отряда в Риге, опубликованы на портале imhoclub.lv. Приводим один из отрывков:

"В 1990 году Латвия все-таки провозгласила независимость. В этих условиях рижские омоновцы отказались присягать на верность новым властям, а Млынник (Чеслав Млынник, глава рижского ОМОНа - ИА REGNUM) заявил, что отныне будет подчиняться только министру внутренних дел СССР Борису Пуго. Отряд оказался за рубежом и практически вне закона.

Тогда в Риге находился представитель МВД СССР, напрямую отдававший распоряжения министра внутренних дел командованию отряда милиции особого назначения. В январе 1991 года по приказу Министерства внутренних дел СССР и Центрального комитета Коммунистической партии Латвии омоновцы заняли и взяли под охрану Дом печати - партийное издательство, национализированное новым правительством Латвии. Там сепаратисты могли печатать листовки и прокламации. Деятельность этого предприятия не была парализована - милиционеры какое-то время просто контролировали печатный станок.

"Чтобы навести порядок и установить советскую власть в Риге, достаточно нашего отряда. Мы готовы выполнить любой приказ президента. Надеемся, что он скоро будет, - сказал тогда журналистам старший лейтенант ОМОНа Александр Кузьмин. - Разгоним существующую власть, возьмем под охрану стратегические объекты и устроим суд над националистами".

Новое руководство МВД СССР пыталось успокоить Вазниса (Алоиз Вазнис, в то время глава МВД Латвии - ИА REGNUM), встревоженного дерзостью омоновцев. 14 января он получил телеграмму за подписью Громова (Борис Громов, замминистра внутренних дел СССР - ИА REGNUM): "...Как Вам известно, со стороны союзного министерства приняты меры усиления контроля за оперативно-служебной деятельностью отряда..." Но тем же днем (15 января) ОМОН разоружил отделение милиции "Вецмилгравис" в Риге, а потом и местный факультет Минской высшей школы МВД.

В той тревожной обстановке находившийся в резерве МВД СССР Штейнбрик (Бруно Штейнбрик, известный работник МВД и КГБ - ИА REGNUM) заявил: "Такое формирование, как ОМОН, опасно при любом правительстве. Пришлых командиров, назначаемых из Москвы, омоновцы не признают. Авторитетом пользуется Млынник, не отличающийся сдержанностью. Отряд контролируется и Особым отделом КГБ Прибалтийского военного округа. Их анархизм опасен. Не исключаю новых вылазок. Не думаю, что они выполняют чьи-то конкретные указания, но не исключаю, что им могут подбрасывать информацию, провоцирующую ребят на те или иные действия". По мнению позднее начавшегося следствия, 16 января омоновцы, опасавшиеся нападения на захваченную ими базу "Вецмилгравис", открыли стрельбу и случайно убили водителя проезжавшей мимо автомашины.

18 января в Москву ушло донесение за подписью Вазниса: "Мною всем подразделениям и органам внутренних дел МВД Латвийской республики отдан приказ в случае попыток проникновения ОМОНа в здания и помещения органов внутренних дел открывать по ним огонь на поражение". Но еще через два дня ОМОН захватил здание самого МВД Латвийской республики, все хранившееся там оружие и документацию по его учету. При этом погибли два милиционера, охранявших этот арсенал, оператор киностудии, снимавший инцидент на видеопленку, и случайный прохожий. Как вспоминают старожилы особой милиции, поводом к захвату послужил обстрел патрульного наряда ОМОНа, ехавшего на дежурную смену. Узкие улочки, темное время суток, да и то, что бастионная горка, откуда велся огонь по омоновцам, была господствующей высотой, не позволяли эффективно обороняться - пришлось занять ближайшее здание... республиканского МВД. Во время стрельбы собралось много зевак, и шальные пули могли легко кого-то зацепить. Перестрелка закончилась так же быстро, как и началась. "Осмотрелись - воевать-то не с кем. Собрали оружие и оставили здание..."

В пику "черным беретам" в Латвии из национальной полиции был создан батальон "белых беретов". В одном из столкновений они сдались без единого выстрела. Омоновцы разоружили этот батальон, отобрав у полицейских обмундирование, пистолеты и автоматы".