Министерства предлагают три линии пенсионной реформы в РФ
Москва, 2 августа, 2012, 12:06 — ИА Регнум. Сделать выбор по предложениям министерств об изменении пенсионной системы
Предложения Минтруда - самые жесткие. Сбалансировать пенсионную систему можно быстро - к 2016 г., уверены в ведомстве. Со следующего года Минтруд обещает найти 451 млрд руб., введя дополнительный налог для корпораций, где работают люди, выходящие на пенсию раньше обычного (181 млрд руб.), и уменьшив с 6 до 2% от фонда оплаты труда накопительный компонент (270 млрд руб.). Индексация и изменения тарифа могут принести еще 50 млрд руб., говорится в материалах Минтруда.
Новую пенсионную формулу Минтруд называет нормативно-страховой (см. инфографику на стр. 03). Ведомство предлагает отказаться от досрочных пенсий и от государственной накопительной пенсии, запретить с 2015 г. льготы по страховым взносам, повысить порог облагаемого взносами заработка, добиться уплаты взносов самозанятым населением, рассчитывать размер заработанной пенсии исходя из стажа и заработка.
Сейчас пенсионные накопления управляются неэффективно, подчеркивает Минтруд: н
ет институтов, да еще довлеет "негативный опыт либерализации, в том числе приватизации". Вывод: нужно развивать корпоративные пенсионные системы. Отчисления в накопительную часть ведомство предлагает с 2013 г. сократить до 2%, а 4% направлять на выплату текущих пенсий (туда же идут остальные 16% из 22%-ного пенсионного взноса). Для вредных производств Минтруд предлагает с 2013 г. ввести повышенный тариф страховых взносов в 6 и 9% (в зависимости от категории). Этот взнос работодатель может платить либо в
Концепция Минтруда не решает проблему, возражает Минфин: даже к 2020 г. сохранится дефицит ПФР - 0,8% ВВП. Минфин поддерживает часть предложений Минтруда: отмену льгот и вовлечение в обязательную пенсионную систему самозанятых, монетизацию досрочных пенсий (но при более плавном повышении дополнительных взносов: на 2-4% с 2014 г. до 10-15% в 2024 г.).
Новую пенсионную формулу Минтруда (стаж и заработок) Минфин не поддерживает: она "непрозрачна, сложна и содержит риск роста обязательств государства", говорится в материалах ведомства. Из-за роста гособязательств не следует поднимать и облагаемый взносами порог зарплат.
Следствием фактической отмены накопительной части станут рост расходов на выплату пенсий и снижение их размера, пишет Минфин, потеря долгосрочного инвестиционного ресурса (к 2014 г. объем накоплений достигнет 3,5 трлн руб.), ухудшение рынка госдолга и политическое недоверие к накопительной пенсионной системе.
Минфин предлагает иной выход из пенсионного тупика: повысить минимальный страховой стаж с 5 до 10 лет, изменить порядок индексации пенсий (на среднее между уровнем инфляции и ростом зарплаты), стимулировать более поздний выход на пенсию, увеличивая ее на 6% за каждый дополнительно отработанный год. Все это, по расчетам Минфина, позволит к 2020 г. сократить дефицит ПФР до 0,46% ВВП.
Развивать добровольные накопления, отменив обязательные, не получится, даже уже имеющиеся добровольные системы могут быть свернуты, согласен президент
Распределительная система выгоднее работникам с низким заработком, признает Греф, но для людей с зарплатой выше средней, напротив, возрастает значимость накоплений. Греф приложил к письму Медведеву предложения по изменению пенсионной системы Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений: по мнению главы Сбербанка, они могут оптимизировать обязательную накопительную составляющую и сократить дефицит федерального бюджета.
Эксперты предлагают перейти к прогрессивной ставке взносов на накопительную пенсию: для зарплат ниже 100 000 руб. в год - 0%; для зарплат до облагаемого взносами порога (с учетом ежегодной индексации) - нынешние 6%; выше облагаемого взносами порога перевести в накопительную часть 10%, сейчас уплачиваемые в распределительную. По расчетам экспертов, за 30 лет (2002-2032 гг.) при реальной доходности в 3% в 2014-2019 гг. и 4% - с 2020 г. ежемесячные выплаты накопительной части у работника, имеющего среднюю зарплату, составят 5,4% от ее размера; у работника с заработком вдвое выше среднего - 13,3%, втрое выше - 22,8%. Работник с зарплатой вдвое ниже средней накопит лишь 1,9%. За счет перевода части работников с низким заработком в распределительную систему ПФР будет получать дополнительно 40-50 млрд руб. (расчет для 2011 г.).
Предложение Экспертного совета увеличивает взносы в распределительную часть, сокращая дефицит ПФР, говорит Татьяна Омельчук из АНХ, планку в 100 000 руб. можно и повысить. Сама идея верная - не меняя размер взносов, увеличить доход распределительной части, оставив возможность накапливать тем, кому это выгодно. Сокращать накопительный взнос до 2% бессмысленно, согласна Омельчук с Минфином: это настолько малый объем, что даже вести счета дороже. Замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин и депутат