Участие России в Шанхайской организации сотрудничества дает возможность легального и полномасштабного присутствия в среднеазиатском регионе. Об этом, комментируя значение ШОС для всех ее участников, заявил в рамках виртуального круглого стола "Советы Владимиру Путину", проходящего на базе проекта "Центральная Евразия", начальник отдела многостороннего сотрудничества и европейской интеграции Министерства промышленности и торговли РФ Роман Андреещев.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, российский чиновник отметил, что "в сравнении с СНГ, например, в ШОС нет набора явных причин для объединения". "Их интересы зачастую разнонаправлены. Налицо даже противоречия и трения между членами организации (в частности, между Киргизией и Узбекистаном, различие взглядов России и Китая на многие вопросы). Вместе с тем, объединение развивается и крепнет год от года", - пояснил он. И здесь, по мнению, Андреещева, возникает вопрос: "А что связывает все эти страны?"

"Объяснением этому, как представляется, служит одно - стремление самостоятельно проводить свою политику. Их отношения цементирует нежелание принять навязываемую нынешней администрацией США модель нового миропорядка. Кроме того, государствам, имеющим общие взгляды на демократию, права человека и т.д. проще договариваться между собой, чем с Вашингтоном", - убежден специалист.

Он отмечает, что отношения между Россией и Китаем всегда были непростыми. "Но активная экономическая и военная экспансия США и Европы в среднеазиатском регионе не отвечает их геополитическим интересам (как и других членов ШОС). Поэтому данное объединение нацелено, в том числе, на совместное отражение массированного наступления Запада. В этой связи основу объединения России и Китая составляет в первую очередь политический, а не экономический союз", - считает он.

В дальнейшем, "если пути РФ и КНР не разойдутся кардинально, ШОС имеет большие шансы перерасти рамки оборонительного альянса и заявить о себе как о новом полюсе в многополярном мире". "Но без экономического компонента объединение не сможет претендовать на такую роль. Будущее должно показать всю серьезность намерений двух стран", - заключил чиновник.