Затевать в нынешней Венгрии новый судебный процесс против предполагаемого нацистского преступника Ласло Чатáри после смерти 3 сентября 2011 года Шандора Кепиро, последовавшей сразу же после его оправдания в будапештском суде, это все равно, что подгрести угольки в костер общественного недовольства, имеющего ярко окрашенное националистическое звучание в этой стране.

15 июля 2012 года британская The Sun опубликовала материал о Ласло Чатари. В публикации утверждалось, что британская газета провела собственное журналистское расследование и по итогам его передала в венгерскую прокуратуру подготовленное ею досье на проживающего в настоящее время в Будапеште 97-ми летнего Ласло Чатари. Но сразу же выяснилось, что журналистское расследование The Sun было мистификацией Центра Визенталя, десятилетиями до этого занимавшегося по всему миру поиском и разоблачением скрывавшихся нацистских преступников. В авторитетной венгерской прессе утверждалось, что местонахождение Чатари Центру Визенталя выдал за денежное вознаграждение некий информатор, и что Центр еще в сентябре 2011 года передал документы на Чатари в венгерскую прокуратуру, которая без общественной огласки начала собственное официальное расследование.

Оказывается, еще 9 июля, т. е. за неделю до публикации в The Sun, следователи в Будапеште получали показания от прибывшего в Венгрию председателя Центра Визенталя Эфраима Зуроффа. И только после этого 12 июля Зурофф передал материалы на Чатари в британское издание. Как бы там ни было, но в адрес венгерского правительства после публикации в The Sun сразу же посыпались несправедливые обвинения в бездействии и укрывательстве "нациста". Так, уже 16 июня МИД Франции потребовал привлечь Чатари к суду. В этой ситуации 23 июля венгерский премьер Виктор Орбан в интервью германскому изданию Focus подтвердил, что венгерская прокуратура с сентября 2011 года занята расследованием по делу Чатари, и последовавший его домашний арест никак не связан с международным давлением на венгерское правительство. К тому времени дело обрело политическую окраску. Иерусалимский Центр Визенталя выразил сомнение в возможности судебного преследования и наказания Чатари в современной Венгрии, где у власти стоит якобы "слишком правое" правительство. Тем не менее, когда Орбан произносил оправдательные слова, "политическая резьба" в его стране была уже сорвана. Поводом послужили конкретные события, происходившие на протяжении прошлой недели.

18 июля Чатари привезли в окружной суд Буды, где судья объявил ему по представлению прокуратуры постановление держать Чатари под домашним арестом в течение 30 суток. Основание - подозрение в совершении военных преступлений в годы II Мировой войны.

А 16 июля, т. е. на следующий день после публикации в The Sun, в Будапеште возле дома, где жил Чатари, состоялась демонстрация антифашистов. Адрес места жительства Чатари был легко определен по фото, опубликованным накануне в The Sun. После демонстрации СМИ сообщили точный адрес проживания Чатари в Будапеште - улица Ягелло 4а.

Ответный удар на допущенную "оплошность" последовал незамедлительно. 19 июля крайне националистический венгерский информационный ресурс Kuruc.info в своей постоянной рубрике "Антимадьяризм" опубликовал видеоролики с записью демонстрации возле дома Чатари и фотографии различных ее участников. Kuruc сообщил, что он выплачивает премию в 100 тыс. форинтов (€350) любому, кто предоставит информацию, которая позволит идентифицировать личности "докучливых евреев", организовавших и участвовавших в демонстрации у квартиры Чатари. При этом две трети средства на "премии" собирается якобы дать некий Бела Варга, постоянно проживающий в США. В качестве приложения Kuruc.info опубликовал результаты собственного расследования и представил в этой публикации список, в котором значилось семь имен. "Найдем докучливых евреев, кто беспокоит 97-летнего дядю Чатари (за награду). Семь "антивенгров" мы уже определили", - таков был призыв заголовка в Kuruc. Это был символический ответ на опубликованный Центром Визенталя список семи разыскиваемых по операции "Последний шанс" нацистских преступников. Kuruc представил фотографии семерки, имена, копии их персональных страниц из Интернета, адреса жительства, телефоны, электронные адреса в Интернете и доказательства еврейского происхождения каждого. (1)

24 июля в публикации по делу Чатари в Népszabadság утверждалось, что один из организаторов акций протеста у квартиры Чатари с момента публикации уведомления на Kuruc не решается выйти из дома. На него обрушился поток сообщений и угроз. Он уже боится брать телефонную трубку и от страха закрыл свою страницу в Facebook. Он заявил, что публикация Kuruc.info является подстрекательством против общества и нарушение защищенных законом личных данных. По сведениям Népszabadság, одно из отделений полиции Будапешта уже получило заявление по этому поводу, и отдел по борьбе с организованной преступностью занимается расследованием происшествия. Последний факт был признан в понедельник 23 июля пресс-секретарем управления полиции. Расследование идет по IX. району Будапешта. Как оказалось, еще в пятницу 20 июля, т. е. на следующий день после публикации на Kuruc.info, Венгерский союз иудаистских сообществ (Mazsihisz) подал заявление в главную прокуратуру Венгрии о раскрытии персональных данных антифашистов в СМИ.

Помимо всего этого, Népszabadság сообщило, что госсекретарь канцелярии премьер-министра Петер Сийарто на днях побывал в США, где он запросил американские власти отключить сервер с Kuruc.info. Министерство внутренних дел Венгрии заявило, что оно уже обратилось в ФБР, ЦРУ, министерство юстиции США и посольство США в связи с публикацией Kuruc.info.

Дело вокруг Чатари обретает явно нежелательное для властей Венгрии направление. Еще 19 июля заместитель председателя фракции в парламенте оппозиционной партии Йоббик подал запрос в министерство иностранных дел Венгрии по поводу провокации, организованной против Венгрии извне. После публикации Kuruc.info и ответных действий Mazsihisz уже в самой Венгрии создано действительно широкое поле для провокаций. На любые репрессии против Kuruc.info националисты ответят обвинением властей в двойных стандартах, поскольку именно участники демонстрации возле квартиры Чатари первыми нарушили неприкосновенность личной жизни и тайну персональных сведений.

Что касается расследования по существу преступлений, то дело Ласло Чатари является крайне трудным для судопроизводства в правовом государстве и не только по причине возраста обвиняемого. Его трудно довести до суда, а, если уж это сделают, то для этого потребуется слишком много времени.

Существует и ряд особых обстоятельств, которые надо принять во внимание. Во-первых, Центр Визенталя изначально продемонстрировал политическую ангажированность в деле Чатари, при этом, особо не скрывая нечестной мистификации с The Sun.

Во-вторых, Чатари уже раз, как будто, был заочно приговорен чехословацким судом к смертной казни. Однако полного досье его дела не сохранилось. Свидетелей обвинения с того процесса уже давно нет в живых. Возникает проблема, можно ли человека судить дважды за одни и те же преступления? Но и приговора чехословацкого суда исполнить сейчас невозможно из-за давности. Чехословакии уже нет. А в Словакии имеется прецедент освобождения от наказания в аналогичном случае.

И, в-третьих, беспристрастность послевоенного чехословацкого суда в деле Чатари вызывает, мягко говоря, большие сомнения в современной Венгрии. Известно, что власти Чехословакии на основании декретов Бенеша после войны развязали яростную кампанию против венгров в своем восстановленном государстве. При этом особым объектом мести и репрессий стали именно венгерские государственные чиновники, судьи, полицейские, устанавливавшие гражданскую власть Венгрии на отошедшей к ней территории после раздела Чехословакии в 1938-1939 годах Гитлером.

Как бы там ни было, но изначально было ясно, что дело Чатари примет нежелательный в Венгрии политический оборот. Не прошло и недели, как это предположение полностью подтвердилось. В этих обстоятельствах любой результат процесса над Чатари только гарантированно ведет к росту ксенофобии в современной Венгрии.

(1) http://kuruc.info/r/2/98812/