Убийство мусульманского богослова Валиуллы Якупова не вызывает особых разногласий в оценке того, кому могла оказаться на руку эта смерть. Валиулла Якупов работал в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан при обоих муфтиях, и как ученый-историк и ученый-богослов постоянно отстаивал интересы всех без исключения мусульман как этой республики, так и мусульман России и СНГ. Он написал несколько книг, разоблачающих ваххабизм и другие радикальные течения в исламе, которые не единожды переиздавались. Наиболее известным его произведением является книга "Неофициальный ислам в Татарстане".

Все разговоры относительно экономической подоплеки его смерти являются исключительно спекулятивными, поскольку ни он, ни его соратники никогда не скрывали своего негативного отношения к распространению сектантской идеологии, паразитирующей на исламской догматике, и исламствующим политикам, поддерживающим такие группы.

Нет никакого сомнения в том, что двойной теракт был подготовлен с целью полностью обезглавить ДУМ РТ, лишив его, прежде всего, интеллектуального центра с последующим устранением организационного центра в лице вновь избранного муфтия Ильдуса Фаизова с посмертной его диффамацией. Таким образом был бы расчищен путь к верховенству в общине не только радикально мыслящим имамам, но и радикально мыслящим политическим силам, стоящим за ними.

Очевиден также и тот факт, что данный теракт проводился отнюдь не силовиками. Это очевидно даже для обывателя: преступник плохо владел оружием и при нападении ранил себя.

Наблюдая за развитием ситуации в умме Татарстана, мне не раз приходилось быть свидетелем того, как республиканское руководство в лице президента Рустама Минниханова вдумчиво и деликатно решало проблемы, связанные с увеличением числа верующих с протестными политическими взглядами - у всех на памяти конфликт с удовлетворением пожеланий верующих оставить на службе в мечети музея "Кул-Шариф" имама, исповедующего ваххабитские взгляды и поддерживающего протестные политические силы, чья идеология расходится с политическим курсом главы республики. Но думаю, что не только для мусульман Татарстана, но и всей России теперь оскорбительно осознавать, что терпение и толерантность расценены как слабость и попраны столь бесчеловечным образом.

Сегодня многоконфессиональному духовенству страны, а также властям всех уровней от муниципальной до федеральной, следует всерьез задуматься о характере и эффективности проводимого сегодня курса на мирный диалог с радикальными группами, поскольку эта проблема чревата своими последствиями для всех без исключения граждан страны. Эта ситуация подталкивает к консолидации усилий мусульман в защите своих прав и требованию к руководству принять меры по сохранности российского интеллектуального богословского потенциала, вместо того, чтобы плодить множество централизованных организаций якобы общероссийского значения и мусульманских центров якобы международного значения. Они явно не выполняют своей функции по снижению террористической угрозы.

Рост насилия на Северном Кавказе, а теперь и в мусульманском сердце страны, Казани, подтверждает эти доводы. Вновь образованным мертворожденным организациям типа РАИС можно было без всякого урона для уммы заявить о своем самороспуске.

Освободившиеся же богословские силы, скажем, в лице Фарида Салмана, можно и нужно было бы использовать для укрепления татарстанского муфтията. Думается, это было бы не только правильным решением с точки зрения интересов мусульман страны, но и огромным сердечным удовлетворением для соратников-богословов ушедшего Валиуллы Якупова. За глобальностью задач священнослужителям не стоит забывать о том, что они, прежде всего, должны руководствоваться зовом сердца, совести, соратничества, верности общему делу и всепрощающей любви в гораздо большей степени, чем политическими соображениями.

Галина Хизриева, научный сотрудник Института культурологии, социолог, религиовед