Мирный план спецпосланника ООН и Лаг в Сирии Кофи Аннана - единственная жизнеспособная платформа решения внутрисирийских проблем. Об этом заявил 16 июля глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по вопросам сирийского урегулирования в контексте визита Кофи Аннана в Москву, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД России.

"Это уже второй визит спецпосланника в российскую столицу. Приглашение Кофи Аннана в Россию подтверждает нашу твердую политическую поддержку его усилий и разработанного им мирного плана из шести пунктов, который предполагает политико-дипломатическое урегулирование сирийского кризиса. Мы убеждены, что этот план - единственная жизнеспособная платформа решения внутрисирийских проблем", - отметил он.

По словам Лаврова, очевидно, что для прекращения насилия надо заставить все враждующие стороны одновременно прекратить боевые действия, синхронизировать вывод из городов тяжелой техники и всех вооруженных людей под контролем Миссии ООН в Сирии.

"Возможно только синхронизированное прекращение огня, за которым должен последовать одновременный вывод и правительственных сил, и боевых отрядов оппозиции из всех населенных пунктов. Считаем, что для этого надо поручить наблюдателям ООН согласовать со сторонами конкретный план по каждому городу и населенному пункту, где идет вооруженное противостояние. Российская сторона сформулировала соответствующее положение. Несмотря на то, что наши партнеры в Женеве его не поддержали, мы убеждены в его разумности и рациональности, а также включили это положение в проект резолюции Совета Безопасности ООН, который Россия недавно распространила в Нью-Йорке. Наш проект нацелен на выполнение в полном объеме женевских договоренностей и предусматривает, в частности, продление работы Миссии наблюдателей ООН в Сирии на очередные три месяца. Наши западные коллеги внесли альтернативный проект, в котором женевские договоренности не отражены в полной мере. Он содержит требование введения санкций против сирийского режима по Главе VII Устава ООН, но об этом в Женеве не было достигнуто согласия, и участники не обязались принимать такого рода решение. При этом, к нашему большому огорчению, наблюдаются даже элементы шантажа. Нам говорят - если вы не дадите согласия на резолюцию по Главе VII Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей. Считаю, что это абсолютно контрпродуктивный и опасный подход, так как недопустимо использовать наблюдателей в качестве "разменной монеты". Наблюдатели призваны давать объективные оценки происходящему и обязаны расследовать инциденты, подобные произошедшем в Тремсе. Мы будем твердо добиваться продления мандата Миссии ООН, включая его возможную модификации с большим упором на политический к

Как подчеркнул Лавров, российская позиция "исходит из необходимости создавать условия для поиска консенсуса самими сирийцами и отвергает методы диктата, ультиматумов, угроз и любые шаги, которые, по нашему убеждению, ведут к подготовке почвы для вмешательства извне на стороне вооруженной оппозиции".

"Мы не занимаем ни чью сторону в сирийском конфликте. Наш единственный интерес - недопущение дестабилизации сирийского государства, его развала и дальнейшей деградации всего региона. Именно на реальные, а не придуманные итоги женевской встречи опирается российский проект резолюции, распространенный в Совбезе ООН. В нем нет ссылок на "силовую" Главу VII Устава и предварительных условий начала политического диалога. Это полностью соответствует договоренностям женевской встречи, в которых отсутствуют упоминания Главы VII и односторонних предварительных требований. К сожалению, некоторые другие участники встречи фактически сразу по ее завершении стали искажать содержание достигнутых договоренностей и утверждать, что они подразумевают уход Башара Асада и его окружения (причем никто не может нам объяснить, как может состоятся этот уход) и подведение сирийской ситуации под Главу VII Устава ООН. Делаю из этого только один вывод - либо наши партнеры были в Женеве неискренне, либо они недоговороспособны", - заявил глава МИД РФ.

Как он подчеркнул, требования к режиму необходимы, но делать вид, что противоположная сторона не нуждается в таком же воздействии, некорректно: "Тем более, "вешать всех собак" на Россию и Китай, не говоря уже об угрозах типа "они за это заплатят", которые находятся за гранью не только дипломатии, но и элементарной воспитанности. Пока же за упорное нежелание ряда наших партнеров выполнять решения Совбеза ООН и женевские договоренности расплачивается сирийский народ. Мы требуем и от Башара Асада, и от оппозиции прекратить вооруженное противостояние, предлагая им конкретные меры, о которых я упомянул, по обеспечению одновременного вывода тяжелой техники и вооруженных людей из городов. Некоторые наши коллеги требуют этого только от режима, а оппозицию морально, политически, финансово и поставками оружия поощряют к продолжению вооруженных действий, захвату населенных пунктов, и, в конечном счете, к захвату власти. В очередной раз скажу - мы не поддерживаем Башара Асада, мы поддерживаем то, о чем договорились все - план Кофи Аннана, резолюции Совбеза ООН, женевское коммюнике. Поддерживаем эти документы во всей их полноте. Их можно выполнить только комплексно, а не в какой-то одной, кому-то понравившейся части. При этом мы примем любое решение сирийского народа относительно того, кто будет управлять Сирией, лишь бы это было решение самих сирийцев. Такое решение должно быть принято в рамках сохранения суверенитета и территориальной целостности этой страны, обеспечения законных прав всех этнических и религиозных групп. Все вопросы, связанные с реформированием политической системы и определением параметров и сроков переходного периода, должны решаться самими сирийцами через диалог между правительством и всеми оппозиционными группами, как это предлагается в плане Кофи Аннана и женевском коммюнике. Попытки исключать кого-либо из этого процесса не соответствуют достигнутым договоренностям. Роль внешних игроков в этом процессе должна заключаться в том, чтобы побудить всех и каждого, кто воюет в Сирии, к выполнению требований прекращения огня и начала диалога, в ходе которого будут определяться параметры политического процесса".

Как отметил министр, от того, как решится сирийский кризис, во многом будет зависеть модель реагирования международного сообщества на внутригосударственные конфликты в будущем.