Модель Висагинской атомной электростанции, согласно которой продавец оборудования должен стать и инвестором, является неустойчивой, заявил вице-президент GE-Hitachi Nuclear Energy Дэниэл Родерик в интервью Nuclear Intelligence Weekly.

"Причина проволочек в строительстве - нежелание Hitachi идти на подписание SHA (shareholders agreement, концессионное соглашение), обязывающего компанию участвовать в проекте, - считает аналитик ИФК "Алемар" Василий Конузин. - Корпорация стремится опосредоваться от операционного бизнеса и продавать только решения под "ключ", что объяснимо. Зачем компании строить на свои деньги, когда она может получить 100% внешнего финансирования? Таким образом, во-первых, Hitachi из-за тяжелого состояния отрасли, вызванного падением спроса на АЭС, не хочет брать на себя дополнительные риски, которые автоматически влечет за собой вхождение в капитал крупного проекта - риски выхода за рамки бюджета, срыва сроков строительства, докапитализации, окупаемости. Во-вторых, в отличие от Росатома, у которого есть портфель энергетических атомных активов (Росэнергоатом), миноритарная доля в ВАЭС ничего не принесет Hitachi, у которой нет генерирующих активов в Восточной Европе".

"На практике, действительно редко случается, что компания-подрядчик входит проект - это действительно уникальное свойство диверсифицированной империи Росатома, - полагает эксперт. - Конечно, высокая маржа привлекла бы любого инвестора, однако, позиция Hitachi показывает, что условия договора на поставку электроэнергии недостаточно покрывают вложения и риски, связанные с ними".