Москва, 11 июля, 2012, 19:37 — ИА Регнум. С наступлением середины лета вновь встает вопрос о готовности энергосистемы России к аномально высоким температурам. Эксперты, опрошенные Центром энергетической экспертизы, не уверены, что российская энергетика полностью готова к возможным форс-мажорам.
Как отметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов, в последнее время в России вместо одного наблюдается два сезонных пика потребления энергии: "Помимо зимнего, связанного с холодами, у нас наблюдается "калифорнийский" - летом. Но для многих это до сих пор сюрприз". По словам руководителя ФНЭБ, в целом, проблемы как были, так и остались: "Суперготовности к жаркому лету мы не наблюдаем. Остается надеяться, что сверханомальной затяжной жары как в 2010 году не будет. Если будет пик, и в течение месяца температура будет держаться под 40 градусов, то система энергообеспечения может не выдержать", - полагает эксперт. Говоря о неравномерности распределения энергообъектов по территории России, Симонов предположил, что северо-запад и центр страны остаются по-прежнему проблемными регионами. По его мнению, "самое чудовищное последствие энергореформы не в ухудшении коммуникации между энергетиками разных уровней, а между теми, кто генерирует и кто сбывает". "Дело в том, что в результате была развалена ремонтная система. Если будут проблемы, то чинить будет некому, как мы это уже наблюдали зимой. Форс-мажор есть, а ремонта нет, и что делать, никто не знает. Это очень актуальная на сегодня тема. Учтен ли опыт прошлых лет, покажет лето", - уверен Константин Симонов.
Вице-президент Группы Optima по энергетике Борис Баликоев согласен, что проведенная энергореформа, "конечно же, нарушила коммуникации между энергетиками разных уровней". При этом вице-президент Группы Optima обращает внимание на то, что после блэкаута 2005 года в московской энергосистеме было утверждено техзадание на выполнение проекта "Комплексная система противоаварийного управления в электрической сети Московской энергосистемы", и его задачи актуальны не только для московского региона, однако после 2008 года работы по проекту были резко заторможены, многое из намеченного не реализовано. В частности, считает Баликоев, в крупных мегаполисах распределение энергии необходимо выполнять кабельными линиями, менее подверженными воздействию температуры окружающей среды. На сегодняшний день основными причинами повреждений как в генерирующих, так и в сетевых компаниях является старение оборудования. "Необходим ввод новых и замещение устаревших агрегатов, трансформаторов, линий электропередач, устройств управления", - подчеркивает Борис Баликоев.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов", уверен, что, "несмотря ни на что", мы это лето переживем. "Главное, решить проблему отладки энергореформы - слишком уж долго мы не можем это сделать", - говорит Кондратьев, напоминая, что уже прошло 4 года, как мы живем без РАО ЕЭС. "При этом до сих пор не понятно, кто отвечает за некоторые функциональные связи. Мне кажется, что эта проблема не меньше той, что есть в инвестиционной сфере или с технологическим оснащением нашей энергосистемы", - отмечает эксперт. Проблема летнего пика до недавнего времени у нас была не очень актуальной, однако после жары летом 2010 года, в стране резко возрастает в летний период энергопотребление в связи с повышенным кондиционированием. "Летний максимум нагрузки становится заметен, в некоторых районах существенно. Есть прогноз, что к концу этого десятилетия, если будет сохраняться такая погодная обстановка с не очень холодной зимой и жарким летом, у нас может произойти превышение летнего максимума над зимним в отдельных энергосистемах страны. Эта проблема тоже накладывает отпечаток на регулирование энергосистемы", - констатирует Сергей Кондратьев.