Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах ОАО "РЖД". Однако при наступлении жаркой погоды и возможными лесными и торфяными пожарами в непосредственной близости от железнодорожных путей экипажи поездов переходят в режим повышенной готовности.

В настоящее время в филиале федерального госпредприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" на Московской железной дороге дислоцируется 27 пожарных поездов. Они находятся во всех регионах МЖД. Общая штатная численность работников пожарных поездов составляет 764 человека, сообщили ИА REGNUM в службе корпоративных коммуникаций столичной магистрали.

За 6 месяцев 2012 года пожарными поездами столичной магистрали совершено 103 выезда против 164 в 2011 г., из них 34 выезда - на тушение пожаров (47 - в 2011 г.), 20 выездов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, 39 учебно-тренировочных выездов. Лето нынешнего года, в отличие от предыдущих, пока не аномально жаркое, дожди отчасти облегчили и пожароопасную ситуацию. По запросу МЧС на тушение лесных и торфяных пожаров вне полосы отвода Московской железной дороги за полгода совершено 7 выездов против 16 в прошлом году, на тушение сухой травы, лесных массивов в полосе отвода столичной магистрали выездов пока не было. На сегодняшний день по данным МЧС России наиболее пожароопасный участок приходится на Шатурский и Орехово-Зуевский районы Московской области (зона выезда пожарных поездов станций Воскресенск и Орехово-Зуево).

Пожарный поезд состоит из нескольких цистерн, заполненных водой, вагон-насосной станции. В состав пожарного поезда обычно входят две цистерны с водой. На пожароопасный период 2012 года в боевой расчет пожарных поездов из рабочего парка включено 40 дополнительных цистерн, которые заправлены водой. Запас огнетушащих веществ пожарных поездов составляет от 180 до 240 тонн воды. В случае возникновения экстренной ситуации состав пожарного поезда прицепляют к локомотиву и отправляют на место тушения пожара. Информация о возгорании вблизи железнодорожного пути передается дежурным ближайшей станции поездному диспетчеру и далее в службу ведомственной охраны железнодорожного транспорта на МЖД. Затем поступает команда о срочном выезде поезда.

Передвижение поезда может быть скорректировано в зависимости от изменения пожароопасной обстановки, от обращений подразделений МЧС или представителей органов власти субъектов. Главный итог работы пожарных поездов во время ликвидации лесных и торфяных пожаров предыдущих лет - ни один объект железнодорожной инфраструктуры Московской железной дороги не пострадал.