Июль - это месяц, когда правительства и парламенты в Европе подытоживают последние вопросы, чтобы уйти на каникулы в августе месяце. Иначе обстоят дела в этом году во Франции, хотя и здесь каникулы в августе никто не отменял. Но, в отличие от обычного, политическая сессия после выборов 20 июня только началась. В центре ее оказались проблемы внутренней политики.

Основная задача дебюта во внутренней политике президента Франсуа Олланда и премьер-министра Жан-Марка Эро - это добиться одновременно и снижения бюджетного дефицита в этом году до 4,5% и не затронуть интересов широких масс французских трудящихся. Режим экономии должен осуществляться таким образом, чтобы большинство общества его не замечало. Кроме того, процесс должен стать перманентным на понижение дефицита с тем, чтобы в следующем году достичь уже запрашиваемой Еврокомиссией 3% нормы. Но как этого добиться без подъема экономики? Очевидно, что основная интрига здесь предложена в этом году самими французскими избирателями, большинство которых не устроил текущий курс правых консерваторов по достижению этих же показателей, но другими болезненными путями. Французские социалисты должны достичь того же, но без общественных утрат.

Снижение бюджетного дефицита необходимо еще и самому государству для прекращения роста государственного долга, который становится значимой нагрузкой на само французское общество. На этой неделе премьер-министр Жан-Марк Эро сообщил, что размер государственного долга Франции уже почти достиг отметки 90% от ВВП страны. По правилам Евросоюза, этот показатель не должен превышать 60%. Заметим, что с 1974 года, т. е. после эпохи де Голля и президентства Жоржа Помпиду, Франция не имеет сбалансированного бюджета. Социалисты осознают трудность ситуации в стране. Но внешне они пытаются быть оптимистами. Они заверяют французское общество, что для победы над финансовым кризисом ему нужно приложить усилия, аналогичные предпринятым в 1994-1996 годах перед входом Франции в зону евро.

Принятие на минувшем саммите ЕС 28-29 июня пакта роста позволяет Олланду демонстрировать, что он сбалансировал на европейском уровне политику экономии своего предшественника Николя Саркози противовесом политики роста. Голосования по пакету европакта экономии Меркель-Саркози с Европейским стабилизационным механизмом и пакету роста Олланда-Меркель пройдут во французском парламенте только осенью 2012 года. Политические комментаторы теперь задают вопрос, сможет ли после этих очевидных внешних знаков успеха "нового курса" Олланд предпринять осенью 2012 года жесткие меры, т. е. от популистской риторики перейти к реальному делу оздоровления французской экономики и финансов?

17 июня прошли выборы. Спустя две недели новое правительство Франции предложило стране свою программу внутренней политики в кризисных обстоятельствах. Основные текущие финансовые проблемы стали известны общественности из заявлений министра финансов Пьера Московичи еще 25 июня. 2 июля они были систематически изложены Счетной палатой Франции в ее отчетном докладе. Из него следовало, что Франции необходимо найти уже в текущем году дополнительные €6 млрд. - €10 млрд. для достижения запланированного дефицита бюджета. В следующем году эта цифра может составить уже €33 млрд. Но это при условии гипотетического роста ВВП Франции в 2013 году в 1%. А если он окажется меньше? Но даже при таком развитии событий в 2013 году Франция войдет в "опасную зону", когда любая ошибка или внешняя случайность смогут отправить государственные финансы в опасный штопор. Кроме того, государственный аудит подтвердил, что текущие государственные общественные расходы во Франции выше, чем в любой другой стране ЕС, включая даже знаменитое своими социальными тратами Датское королевство - 56% от ВВП. 2 июля был сделан вывод: расходную статью бюджета все-таки следует снижать.

На следующий день, т. е. 3 июля, премьер Эро ответил на эти текущие вызовы в Национальном собрании. В более чем получасовой речи он изложил правительственную программу. По мнению Эро, еще не поздно успешно справиться с финансовым кризисом без жесткой ограничительной политики экономии. Он сообщил, что сейчас Франция ежегодно тратит около €50 млрд. на обслуживание государственного долга, который в настоящее время приближается к 90% от ВВП страны. Правительство вынуждено было подкорректировать в своих планах прогнозы роста ВВП в сторону их уменьшения. Предшествующее правительство Франции планировало бюджет 2012 года, исходя из прогноза роста ВВП в 0,7%. Правительство Эро вынуждено было сейчас снизить этот показатель до 0,3%. Соответственно подобная операция была проделана для 2013 года: с 1,7% до 1,2%.

Для преодоления возникшего внепланового бюджетного дефицита премьер-министр Франции сообщил о намерении правительства увеличить налоги на богатых и на предприятия так, чтобы получить дополнительно в казну €7,2 млрд. На практике эти дополнительные налоги означают: более высокий налог на наследство, дополнительные 3% налога на дивиденды, повышенные опционы на выпуск акций, более высокие налоги на финансовые операции и пятипроцентный дополнительный налог на крупные компании - банки и корпорации. Налог на дивиденды, по замыслу его учредителей, должен побуждать компании к инвестициям. В прошлом году выплаты по дивидендам биржевых компаний (Total, France Télécom, Sanofi) во Франции составили €45 млрд. В планируемый бюджет 2013 года сейчас уже закладывается новая максимальная ставка подоходного налога в 75% для семей с годовым доходом более €1 млн. Верхняя планка прогрессивной шкалы налогообложения для остальных поднимается до 45%. Здесь отметим знаменательный факт. Правительство социалистов отказалось от прошлогоднего проекта Саркози увеличить налог на добавленную стоимость. Социалисты сочли эту меру антинародной.

Что касается прочих предложений, не связанных с экономикой, то правительство социалистов обещает стране новый закон о средствах массовой информации, по которому не исполнительная власть, а сами представители медиа будут избирать из своей среды руководителей общественных каналов. Не обойдены вниманием и "модные" либеральные тренды. Однополые браки во Франции и усыновления в таких семьях будут разрешены с 1 сентября 2013 года. Ранее министр по делам женщин 24 июня пригрозила запретить проституцию во Франции.

Принятие правительственной программы Национальным собранием стало первым крупным испытанием социалистического большинства в законодательном органе. Из 577 депутатов в тот день на заседании Национального собрания присутствовали 544. Из них в голосовании приняли участие 527 депутатов. За правительственную программу проголосовали депутаты социалисты и зеленые 302, против - 225 депутатов правых и центристов. 18 депутатов воздержались от голосования, в том числе все депутаты от коммунистического Левого фронта.

Характерно, что в предложенной 3 июля новым французским правительством программе не нашлось места для ряда проблем, выделенных для Франции в специальном отчете Еврокомиссии, опубликованном в конце мая 2012 года. Речь идет об известном недостатке французской экономики - отставание в конкурентоспособности. Разрыв этот определяется по отношению между Францией и Германией. В этой связи Европейская комиссия в отчете по Франции призвала к большей гибкости рынка труда. На практике это означает сокращение обязательств капитала по отношению к труду, прежде всего, в области его оплаты. Однако французское правительство сейчас стремится создать условия для фирм, чтобы сделать выгодным повышение минимальной оплаты труда. Олланд во время предвыборной кампании обещал создать 60 тыс. новых мест для учителей и 5 тыс. для общественных служащих без существенного увеличения государственных расходов на заработную плату. 29 июня премьер-министр Эро заверил, что численность государственных служащих будет оставаться стабильной. Количество учителей, полицейских и сотрудников судебных органов будет увеличено. Французское правительство на словах выступает за структурные реформы, но конкретно в этой области оно подразумевает нечто другое, чем Еврокомиссия. Новый министр труда Мишель Сапин заявил, что он собирается сделать еще более затруднительным увольнение из прибыльных фирм, а министр "продуктивного восстановления" Арно Монтебер сейчас занимается предотвращением закрытия во Франции неприбыльных заводов.

И еще один важный момент во внутриполитической жизни Франции, определившийся на прошлой неделе. В своей речи в Национальном собрании премьер-министр Эро провозгласил конец эпохи предшествующего президента Николя Саркози, которая основывалась на практике политизированного шоу и мнимых консультаций с обществом. И как ответом на это 4 июля в центре внимания французских СМИ оказался экс-президент Николя Саркози. Оказалось, что в то время, когда премьер-министр Франции провозглашал в Национальном собрании Франции конец "эпохи Саркози", полиция проводила обыски в парижской резиденции бывшего президента Франции - его доме в престижном XVI округе Парижа, его офисе, который был предоставлен в распоряжение Саркози как бывшему главе государства, и в адвокатской конторе на бульваре Мальзерб, одним из владельцев которого является экс-президент. Все это было проделано во время отсутствия Саркози, который проводил в это время с супругой отпуск в Канаде.

Еще с 2010 года Саркози обвиняют в том, что в 2007 году он получил незаконную финансовую поддержку для своей президентской избирательной кампании от мадам Бетанкур - самой богатой женщины Франции. Если обвинение будет доказано, то Саркози грозит по максимуму десятилетнее тюремное заключение и штраф до €150 тысяч. Французский избирательный закон с 90-х годов прошлого века строго регламентирует финансовую поддержку избирательных кампаний со стороны частных лиц. Физическое лицо имеет право пожертвовать сумму до €7,6 тысяч, при этом на одного кандидата - не более €4,6 тысяч. В случае же с Саркози, со слов бухгалтера Лилиан Бетанкур Клер Тибу, речь идет о €150 тысяч, да еще в виде наличных в конвертах, полученных за ужином. Следствию показалось подозрительным снятие со счета Бетанкур €400 тысяч в феврале, а затем аналогичной суммы в апреле 2007 года. Развитие политического скандала вокруг имени Саркози во Франции означает, что социалисты не преминули использовать его против потерпевшей поражение на выборах право-консервативной партии Союз за народное движение (UMP). UMP переживает сейчас не лучшие времена разброда и шатаний. Только осенью эта партия собирается определиться с выбором своего нового лидера. Кроме удара слева UMP сейчас испытывает натиск справа. Лидер Национального фронта Марин Ле Пен не скрывает надежд перетянуть к себе часть актива и рядовых членов UMP.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM