Армения нуждается в конституционных реформах для обеспечения полной независимости трех ветвей власти и адаптации к меняющимся реалиям посредством модернизации государственных институтов. Об этом 6 июля на пресс-конференции в Ереване по случаю дня Конституции Армении заявил член Конституционного суда Феликс Тохян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Тохяна, основными проблемами конституционного строя Армении являются - хрупкость и подчиненность судебной системы, и неэффективная деятельность органов местного самоуправления. "Судебная власть в Армении - самое слабое звено в структуре государственной власти. В стране создана сверхсильная президентская система власти, что с одной стороны нормальное явление для государства, которое находится в фактическом военном положении. Однако это еще не значит, что судебная власть не должна быть независимой", - подчеркнул он.

Что касается деятельности органов местного самоуправления, член КС подчеркнул, что указанный институт власти не удается поставить на ноги, что вызывает раздражение у граждан и формирует у них негативное отношение как к власти, так и государству в целом. Выражение "страна - не страна" исходит именно из плохой работы органов местного самоуправления, считает Тохян. По его словам, в действующей Конституции не даны ответы на назревшие в обществе вопросы. В этом плане, по его словам, своей эффективностью существенно отличался проект Конституции 2001 года, который в итоге был видоизменен и провален на референдуме 2003 года.

Как считает судья, в вопросе эффективной реализации всех норм Конституции следует учесть и атмосферу, в которой были приняты главные законы Армении. "В 1995, 2003, 2005 гг. проекты Конституции не были приняты в условиях консенсуса в политическом поле, так как оппозиция всегда бойкотировала этот процесс. Сейчас, когда после парламентских выборов почти весь оппозиционный спектр из улицы перешел в парламент, есть реальная возможность сформировать широкий консенсус по этому вопросу и инициировать конституционные реформы", - подчеркнул член КС Армении.

На его взгляд, проблематичным в вопросе реализации являются те положения Конституции, которые касаются прав человека. Часто нарушается также положение главного закона страны о том, что Армения демократическое и социальное государство. Причиной тому, как считает судья, является то, что в основе Конституции была заложена идея управляемости государства, а не углубления его демократического развития. По его словам, именно с этой целью из города Ереван сделали общину, глава которой избирается не прямыми выборами.

"Это сделано специально для того, чтобы руки мера столицы были связаны, если он вдруг будет представителем противоположного для власти политического лагеря. В любой стране мэр столицы, который избирается прямыми выборами, является де-факто второй самой сильной фигурой после президента", - сказал Тохян. В заключение, анализируя структуру власти, член КС заметил, что власть в Армении всегда сконцентрирована у того, политическая сила которой обладает большинством мест в парламенте. "Это маятник, который, если будет обращен в сторону президента, в стране устанавливается сверхсильная президентская система власти. Например, в 1998 году, когда парламент не подчинялся президенту Левону Тер-Петросяну, он подал в отставку. Затем парламентское большинство поддерживало ныне покойного премьер-министра Вазгена Саркисяна, однако ситуация изменилась после трагических событий 27 октября 1999 года (расстрел парламента). После этого, парламент сначала не подчинялся президенту Роберту Кочаряну, однако это не привело к его отставке, так как он переждал несколько месяцев, склонил часть парламентариев на свою сторону и назначил на пост премьера Андраника Маргаряна", - заключил он.