3 июля председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в Европейском парламенте (ЕП) в Страсбурге, обращаясь к его депутатам от британских консерваторов, обвинил их в том, что они "радуются" кризису в еврозоне. Реплика Баррозу прозвучала в ответ на речь главы группы евроскептиков в ЕП депутата тори Мартина Кэлленена, в которой он предложил "сократить размер еврозоны так, чтобы страны получили возможность восстановить свою конкурентоспособность". В стенах Европейского парламента его депутат Кэллэнэн призвал "позволить Греции покинуть Евросоюз". Но хочет ли этого, на самом деле, Греция?

Баррозу сказал, что он был "озадачен" тем, что британские тори в ЕП поощряют распад еврозоны в то время, когда премьер-министр Великобритании консерватор Дэвид Кэмерон публично высказался за более тесную интеграцию в ЕС. Ну, что же, опять "англичанка гадит"! На этот раз, получается, не в Тибете и проливах, а в сердце Европы - Брюсселе и Страсбурге.

3 июля стал днем обмена уколами между Великобританией и ЕС. В Лондоне объявили, что они готовы закрыть границы своей страны от греков и других граждан Евросоюза, которые в результате кризиса побегут в Великобританию. Премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал депутатам британского парламента на сессии парламентского комитета по внутренним делам: "Вы должны планировать, вам следует быть готовыми ко всему - так много неопределенности в нашем мире. Но я надеюсь, что эти вещи не понадобятся". Оказывается, британские министры работают сейчас над различными сценариями. В худшем случае, как сообщает Guardian, греческий выход из зоны евро вызовет почти полный развал экономики, в результате которого тысячи и тысячи граждан стран ЕС хлынут на британские острова. Кэмерон на вопрос депутатов подтвердил, что он будет готов ограничить права греков на въезд в Соединенное Королевство.

По правилам Евросоюза граждане государств-членов ЕС имеют право беспрепятственно ездить и жить в других государствах-членах ЕС, включая Великобританию. Правда, Великобритания, Ирландия, Болгария, Румыния и Кипр в настоящее время не входят в Шенгенскую зону.

Европейская комиссия в конце апреля вынесла Великобритании предупреждение о соблюдении правил ЕС о свободном передвижении граждан стран ЕС и членов их семей в странах ЕС. Еврокомиссия дала Великобритании два месяца и предупредила о возможности начала судебной процедуры. Заявление Кэмерона является косвенным ответом на требование Брюсселя.

Публичное столкновение руководства ЕС с британскими евроскептиками в Страсбурге и очередной маленький праздник непослушания Еврокомиссии в Лондоне стали естественным результатом реакции в Великобритании на итоги саммита ЕС 28-29 июня в Брюсселе.

В настоящее время раскол среди британских депутатов ЕП по вопросу о членстве в Евросоюзе Великобритании проходит по линии консерваторов и либерал-демократов. Либерал-демократы в ЕП входят в группу Ги Верхофстадта.

Пикантность означенной ситуации связана с тем, что в самой Великобритании партии консерваторов и либерал-демократов с 12 мая 2010 года составляют правительственную коалицию. Лидер либеральных демократов Ник Клегг занимает пост заместителя премьер-министра. Но именно этот британский политический деятель больше всего известен в стране своим былым выступлением в пользу отказа от фунта и введения в Великобритании евро. В вопросе об отношении к членству в Евросоюзе первая после II Мировой войны правительственная коалиции в Великобритании весьма точно отражает нынешние настроения в правящей верхушке этой страны по вопросу о выходе из ЕС. Вкратце его можно охарактеризовать известной поговоркой: "и хочется, и колется".

Нельзя не заметить, что в момент проведения саммита и сразу после него премьер-министр Кэмерон подвергается все большему давлению со стороны рядовых депутатов тори в парламенте в Лондоне по вопросу проведения референдума о членстве Великобритании в ЕС. На прошлой неделе группа из 100 депутатов Консервативной партии подписала письмо с требованием повторного согласования членства в ЕС Великобритании. Британских консерваторов не устраивают пункты социального и трудового законодательства ЕС, а также навязываемые Великобритании изменения в юстиции.

Прошедший саммит 28-29 июня 2012 года с его "историческим" ночным совещанием в очередной раз продемонстрировал новую практику принятия ключевых решений в Евросоюзе, оставляющую Великобританию за рамками правящего круга ЕС, что кажется непривычным этой великой державе. Разноскоростной принцип европейской интеграции и финансовый кризис привели к тому, что важные проблемы и решения по Евросоюзу стали обсуждаться и приниматься на закрытых совещаниях лидеров 17-ти стан еврозоны. Согласование же ключевых позиций вовсе прошло в составе четверки лидеров Германии, Франции, Испании и Италии, как это случилось 22 июня в Риме.

Зона евро оказалась в состоянии устанавливать правила для ЕС в целом. Британцы смотрят на это с особым подозрением, поскольку речь сейчас в ЕС зашла о банковском союзе. Как бы правила установленные не ими, опасаются британцы, затронули не в их пользу работающие на континенте филиалы банков Великобритании. Банковский союз должен распространяться на ЕС в целом, а не только зону евро. Страны, не присоединившиеся к нему, рискуют оказаться изолированными от единого европейского финансового рынка услуг, - серьезный удар, учитывая важность финансовых услуг для Лондона и экономики Великобритании в целом. Но и присоединяться к банковскому союзу британцы опасаются: как бы не променять на экономические выгоды свои стабильные институты.

Вернувшийся с саммита британский премьер Дэвид Кэмерон сообщил о проблемах в отношениях его страны с ЕС 30 июня в своей статьей в The Sunday Telegraph под названием "Мы нуждаемся в четком представлении о лучшем способе получения того, что является лучшим для Великобритании". В ней он, в частности, заявил, что прояснение отношений с Евросоюзом жизненно важно для Великобритании.

Как "торговая нация" Британия нуждается в беспрепятственном доступе на европейские рынки и в сотрудничестве с остальной Европой. Поэтому выход из Евросоюза, по мнению Кэмерона, не в интересах Великобритании. Тем не менее, он признал, что его страна нуждается в изменении существующих отношений с ЕС. Британский премьер выступил против проведения референдума, на котором был бы поставлен категорично вопрос о выходе Великобритании из ЕС, чего сейчас требуют местные евроскептики, в том числе, в британском парламенте. Но Кэмерон не против принципа референдума вообще. Проблема, таким образом, с точки зрения британского премьера, сводится к формулировке вопроса о новых отношениях Великобритании с ЕС. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, комментируя сказанное в The Sunday Telegraph премьер-министром, отметил: "То, что премьер-министр говорит, свидетельствует, что именно сейчас пришло время для принятия решения на референдуме или на всеобщих выборах о наших отношениях с Европой, когда мы знаем, как Европа будет развиваться в ближайшие месяцы и годы кризиса зоны евро, и, когда мы знаем, сможем ли мы получить лучшие отношения".

Сейчас одна группа евроскептиков в Великобритании видит в шагах по созданию более тесного политического и финансового союза идеальное основание для Великобритании занять решительную позицию по пересмотру отношений с Евросоюзом. Другие рассчитывают на развитие кризиса в зоне евро, которое автоматически создаст условия для выхода Великобритании из ЕС. Примером подобного отношения и является отмеченное Баррозу в рядах тори в ЕП злорадство по поводу текущих проблем еврозоны.

Проблемы отношений Великобритании и ЕС в их возможной перспективе разрыва необходимо рассмотреть в нескольких аспектах.

"С чисто торговой точки зрения, членство в ЕС остается лучшим вариантом для Соединенного Королевства", - утверждает Open Europe в своем докладе, опубликованном в понедельник 11 июня. Европейский Союз является важнейшим рынком для Великобритании, куда, по статистике прошлого года, идет 53% британского экспорта. Это прямо и косвенно дает работу 3 млн. человек. В настоящее время в торговле с ЕС Великобритания имеет отрицательный баланс. Она больше импортирует из стран ЕС, чем экспортирует обратно. В 2011 году Соединенное Королевство импортировало товаров из ЕС на сумму в £202 млрд., а экспортировала - на £159 млрд. Дисбаланс, таким образом, составляет £42 млрд. - чуть более 20%. Очевидно, что выход Великобритании из ЕС потребует изменения правил торговли, и Британия может установить тарифы для сокращения своего торгового дефицита с ЕС. Среди евроскептиков в Великобритании сейчас чрезвычайно популярна идея, что можно и покинуть ЕС, и сохранить нынешние торговые обороты. В связи с этим Великобритания примеряет на себя "Норвежскую модель" отношений с ЕС. Особенностью торговой ассоциации станет то, что Великобритания в отличие от нынешних времен не сможет участвовать в установке правил для общего рынка ЕС.

Британским банкам чрезвычайно выгоден доступ к прибыльным европейским рынкам капитала. Кроме того, ЕС с большей легкостью может открывать чужие рынки, чем это может сделать одна Великобритания.

Экономисты в настоящее время дают противоречивые прогнозы роста или уменьшения количества иностранных инвестиций в том случае, если Великобритания покинет ЕС. В частности, утверждается, что ВВП Великобритании в этом случае будет на 2,25% меньше, чем, если бы страна оставалась в ЕС. Однако одновременно указывается на рост притока иностранного капитала в связи с кризисом еврозоны. В этом случае можно предположить, что после выхода Великобритании из ЕС, эта страна превратится в убежище для капиталов.

Годовой вклад Великобритании в бюджет ЕС составляет €15 млрд. Обратно она, по большей части в виде субсидий, получает €6 млрд. Таким образом, чистый вклад Великобритании в копилку ЕС составляет €9 млрд. Можно представить, что в случае прекращения платежей, означенная сумма несколько улучшит баланс бюджета страны. Но здесь эксперты отмечают тот факт, что британские взносы ЕС эквивалентны 0,6% ВВП. В то время как дефицит бюджета Великобритании составляет 8,3% от ВВП. Кроме того, нужно учитывать, что средства, перечисляемые Великобританией ЕС, идут в структурные фонды, которые используются, главным образом, для развития инфраструктуры стран Восточной Европы, т. е. идут на создание потенциальных рынков товаров и услуг, в том числе, и для Великобритании.

Вклад Великобритании в Общую сельскохозяйственную политику ЕС (Common Agricultural Policy - CAP) в 2007-2013 годах составит £33,7 млрд. В виде субсидий из этих сумм она получит обратно £26,6 млрд. Таким образом, чистый вклад Великобритании в субсидирование сельского хозяйства ЕС составляет £7,1 млрд. Вероятно, в случае выхода из ЕС Великобритания смогла бы найти иное применение этой сумме.

Евросоюзное регулирование британских рынков товаров и услуг стоит Великобритании ежегодно £7,4 млрд. Но оно одновременно защищает британских потребителей от злоупотребления монополий. Вне Евросоюза британским властям самим придется заниматься этими вопросами.

В настоящее время граждане 26 стран Евросоюза имеют право на проживание и на труд в Великобритании. В Соединенном Королевстве проживает около 2 млн. граждан стран Евросоюза. С сентября 2010 года по сентябрь 2011 года в Великобританию прибыли 165 тыс. граждан из стран ЕС, в предшествующем году по сентябрь 2010 года - 182 тыс. Одновременно утверждается, что 748 тыс. британцев живут и работают Европейском Союзе. Выход Великобритании из ЕС создаст препятствие на пути взаимной миграции.

В политическом плане в Великобритании за членство в ЕС выступают левые, поскольку в Европе больше социализма, чем в Соединенном Королевстве. Британские левые считают, что членство в ЕС Великобритании способствует дрейфу в сторону более социального государства. Правые, наоборот, недовольны европейским влиянием в подрыве британских социальных и экономических свобод. Британские консерваторы в большей степени, чем лейбористы, в своей внешней политике полагаются на британские "особые отношения" с США. Сам Вашингтон предпочитает Великобританию при работе в партнерстве с ЕС.