После того, как забитый до смерти 17 июня в пафосном ереванском ресторане "Арснакар" военный врач, капитан Ваге Аветян скончался в госпитале (двое его избитых сослуживцев по-прежнему находятся на лечении), не только в Армении, но и за её пределами поднялась внушительная волна общественного протеста и даже, не будет преувеличением сказать, негодования.

Напомним, что заведующий ЛОР-отделением Центрального военного клинического госпиталя Ваге Аветян с сослуживцами-офицерами, посетив в указанный день ресторан, принадлежащий известному олигарху, депутату, председателю Федерации футбола Армении Рубену Айрапетяну, вступили в конфликт с охраной этого заведения и были жестоко избиты. По некоторым сведениям, в избиении участвовали не только охранники ресторана, но и телохранители олигарха.

Похороны Аветяна превратились в многочисленную демонстрацию протеста против "всесилия и безнаказанности олигархов и их приближенных". С резким осуждением выступили многие оппозиционные политики, видные представители общественности и правозащитных организаций, перед резиденцией президента республики и зданием правительства также прошли акции протеста. Основное требование - обуздать олигархический произвол, по всей строгости закона наказать виновных, главным из которых общественное мнение считает самого Рубена Айрапетяна. Он, конечно, никого не бил, да и приказа такого, скорее всего, напрямую не отдавал, однако в вину олигарху и властям общественное мнение ставит формирование в стране тяжелой атмосферы беспредельного произвола "денежных мешков" и их приспешников, в условиях которого обычный человек ощущает себя беззащитным.

В социальных сетях пользователи не только требуют "изгнать Айрапетяна и ему подобных из политики", но также продать принадлежащий ему ресторан "Арснакар", а вырученные средства передать семье погибшего офицера. Звучат призывы бойкотировать ресторан (некоторые туристические фирмы уже объявили, что приостанавливают своё сотрудничество с этим заведением) и т.п. Насколько можно судить, общественный протест не имеет тенденции к спаду, напротив, продолжает расширяться. Активисты заговорили о необходимости формирования широкого "антиолигархического фронта", в который должны войти люди самых разных политических убеждений. Демонстрация с требованием сурово наказать виновников происшедшего прошла даже перед консульством Армении в Лос-Анджелесе, а организация армян Берлина провела собрание, в ходе которого прозвучало требование лишить Айрапетяна депутатского мандата. "Президент Армении должен дать разъяснения армянству всего мира", - отмечается в заявлении участников собрания.

Случай, что и говорить, дикий настолько, что не вписывается ни в какие нормальные представления. Впрочем, с позиций "нормы" олигарха и его "горилл", инцидент, видимо, смотрится по-иному. Ведь Айрапетян - человек малообразованный (это, правда, в среде местных олигархов не редкость), а, следовательно, плохо знакомый со значением таких понятий, как "этика" и "мораль". Его "понятия" лежат в иной плоскости. Тем не менее, он - один из самых приближенных к президенту предпринимателей. Видимо, именно это обстоятельство до поры поддерживало в нем уверенность, что и на сей раз всё сойдет с рук и ему, и его "бандерлогам". Но набирающий обороты общественный протест, распространившийся и на диаспору (и это - за несколько месяцев до президентских выборов в республике), игнорировать стало сложно даже ради столь преданной фигуры, как Рубен Айрапетян.

Тем не менее, складывается ощущение, что власть поначалу была склонна недооценивать серьезность ситуации. Президент Серж Саргсян посетил Киев, где присутствовал на финальном матче Евро-2012. В этой двухдневной поездке его сопровождал Рубен Айрапетян. В иной обстановке поездка на чемпионат по футболу в сопровождении председателя Федерации футбола выглядела бы ординарно. Но в данном случае она еще больше усилила негативный настрой. Ведь общество ожидало, что власть поспешит дистанцироваться от олигарха, ибо президент является верховным главнокомандующим, и его позиция в вопросе гибели офицера не может не быть однозначной. Вероятно, реальная картина (как и связанные с ней немалые риски) стала ясна лишь по возвращении из Киева. В СМИ прошла информация, что вечером 3 июня президент вызвал к себе Рубена Айрапетяна. Сразу после этого олигарх распространил заявление, в котором сообщил, что складывает депутатский мандат.

Кстати, он долго колебался - идти ли ему в депутаты на майских выборах в парламент, открыто этим демонстрируя, что особого значения статусу народного избранника не придаёт. Так что публичный отказ от мандата (явственный и достаточно топорно обставленный пиар-ход в эфире) вряд ли станет причиной особых переживаний олигарха. Это сделано, конечно, для успокоения общества.

Айрапетян утверждает, что его не было в ресторанном комплексе во время дикого инцидента. Но это ведь и не важно. Его "бандерлоги" уверены в своей безнаказанности и без физического присутствия шефа. И в этой связи уместно вспомнить, как в 2007 году в нескольких сотнях метров от злополучного ресторана сотрудниками охраны другого олигарха, лидера партии "Процветающая Армения" Гагика Царукяна был убит российский офицер Дмитрий Ермолов. Тогда несколько российских офицеров, граждан РФ были расстреляны двумя охранниками "Мульти Груп" (компания Царукяна), в результате чего один из них скончался. Сурового наказания убийцы не понесли, хотя это дело оказалось в повестке армяно-российских отношений на высшем уровне. Двое сотрудников "Мульти Груп" были осуждены ВСЕГО ЛИШЬ на год и на два года условно (кстати, опять же в предвыборном году).

Подобных историй можно вспомнить немало. Именно это - преступление без наказания - и вселяет в бритоголовых "горилл" уверенность, что им всё можно, даже убивать людей. Ведь за ними - "шеф", "особа, приближенная к императору", как говаривал известный сатирический персонаж...

Впрочем, отказ Айрапетяна от мандата и его покаянное послание (как и скорбное выражение лица в эфире Общественного телевидения) пока не сбили протестную волну. Возможно, реакция общества была бы сдержанней, если бы жертвами трагического инцидента не являлись военные. В глазах общества люди в погонах - далеко не "обычные граждане", и не только благодаря своему статусу. Как бы ни критиковали в Армении национальную армию, сколько бы ни говорили, что в вооруженных силах до сих пор не удалось полностью изжить некоторые негативные явления, авторитет "человека с ружьем" в народе высок. Это, разумеется, связано с победоносной войной 1992-1994 гг. в Карабахе, с особой (быть может, даже гипертрофированной) ролью вооруженных сил в жизни страны. Достаточно сказать, что все социологические исследования свидетельствуют: среди государственных структур и институтов самым высоким уровнем доверия в обществе пользуется именно армия. Потому и резонанс получился столь сильным.

И тут важно отметить, что протестные настроения распространились и на армейские круги. Вечером 1 июля перед рестораном "Арснакар" прошла церемония зажжения свечей в память о погибшем капитане Аветяне. После этого, уже после полуночи в ресторан вошел заместитель командира Столичного полка, подполковник Вардан Самвелян. Он пронес с собой гранаты и взрывчатку и угрожал взорвать заведение. В отличие от трех военных врачей, досуг которых завершился драматически, офицер был вооружен, в форме и при всех регалиях. "Бравые" охранники не то что побить - подойти к нему побоялись и сразу вызвали полицию. После почти трехчасовых переговоров подполковник отказался от своего намерения и был задержан.

Симптоматично, однако, что в ту же ночь двое сослуживцев Самвеляна (офицеры указанной воинской части) попытались проникнуть в курортный комплекс "Арснакар" на берегу озера Севан - и тоже с намерением его взорвать. Как легко догадаться, это заведение также принадлежит олигарху Рубену Айрапетяну. В сообщениях относительно происшедшего указывалось, будто офицеры были пьяны. Однако поверить в это трудно: ресторан и курортный комплекс находятся на расстоянии 50 км. друг от друга, невозможно представить, что офицеры приняли такое решение и обзавелись взрывчаткой спонтанно, под влиянием минуты и воздействием винных паров и при этом действовали синхронно. Все выглядит куда серьезнее. О чем, заметим, свидетельствует и тот факт, что подполковник Самвелян отказался от услуг адвоката. Значит, он настолько убежден в своей правоте, что полагает свой поступок не требующим особых объяснений и оправданий.

Так, кстати, считает не только подполковник Самвелян. Присутствовавший на церемонии похорон Ваге Аветяна начальник Генштаба, генерал Юрий Хачатуров прямо заявил: "Хочу всех предупредить: не сметь трогать армию! В последний раз это говорю. Всякие там охранники, вооруженные люди... Пусть ведут себя прилично!". По-видимому, это заявление произвело сильное впечатление на неназванного адресата. Буквально на следующий день появилась информация о том, что между министром обороны Сейраном Оганяном и олигархом Айрапетяном состоялся телефонный разговор, в ходе которого собеседники, по словам министра, "осудили инцидент" и пришли к единому мнению, что "к нарушителям закона должно быть применено строгое наказание в рамках закона". Не исключено, что олигарх пытался понять, насколько серьезная опасность "суда Линча" со стороны армии, и получил заверения, что такого не случится. "Мы не можем и не должны отвечать беззаконием на беззаконие", - подчеркнул глава оборонного ведомства.

Время покажет, насколько отказ Айрапетяна от депутатства способен успокоить общество. Оппозиционные парламентские фракции уже потребовали специального расследования. Активисты общественных организаций выступают за его увольнение с должности руководителя Федерации футбола республики. Но самое главное во всём этом контексте - забудут ли о происшедшем в армии. Не на уровне высшего командования, а на уровне среднего и младшего офицерского состава. Способно ли измениться отношение этой прослойки военного сословия к политическому руководству страны? Совершенно очевидно, что от настроений в армейской среде может очень многое зависеть в развитии внутриполитической ситуации. Армии, повторим, в Армении народ доверяет больше, чем кому бы то ни было еще. А сама армия не привыкла быть битой...

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)