Профильный комитет рекомендовал Госдуме поддержать бюджетное правило
Москва, 4 июля, 2012, 16:14 — ИА Регнум. Комитет
В период финансового кризиса при формировании федеральных бюджетов на 2011 и 2012 годы и на плановый период 2013 и 2014 годов нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета и формирования нефтегазового трансферта, были приостановлены до 1 января 2015 года, напоминает комитет. В этих условиях был введен временный порядок использования нефтегазовых доходов, а также порядок формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые ежегодно корректировались при принятии и внесении изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период.
Новый подход предполагает некоторые особенности. Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год и плановый период понимается средняя цена на нефть за пятилетний период для очередного финансового года (шестилетний и семилетний периоды для первого и второго года планового периода соответственно), с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения им 10 лет. "Такой механизм формирования базовой цены на нефть позволяет избежать субъективизма при ее установлении и делает ее устойчивой по отношению к краткосрочным колебаниям цен на нефть", - отметил глава комитета Госдумы
При краткосрочном отклонении цены на нефть вверх или вниз от текущего уровня, изменение доходов сглаживается за счет накопления либо использования средств Резервного фонда и расходы практически не изменяются. Если цена устойчиво переходит на более высокий (или более низкий) уровень, то базовая цена на нефть также повышается (снижается) и расходы увеличиваются (снижаются). Вводится дополнительный механизм защиты бюджета от длительного снижения цен на нефть. Если среднегодовая цена на нефть за последние 3 года (включая текущий финансовый год) определилась на уровне, не превышающем базовую цену на нефть, то при формировании бюджета базовая цена на нефть рассчитывается в размере среднегодовой цены на нефть за указанный трехлетний период.
Рассматриваемым законопроектом нормативная величина Резервного фонда устанавливается на уровне 7% ВВП, со снижением по отношению к 10%, установленным в 2008 году. Предполагается, что такой объем Резервного фонда позволит компенсировать потери доходов бюджета в случае краткосрочного существенного падения цены на нефть.
Кроме того, после достижения нормативного объема Резервного фонда не более половины дополнительных нефтегазовых доходов будут направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, с одновременным уменьшением объема дополнительных нефтегазовых доходов, перечисляемых в Фонд национального благосостояния.
Законопроектом устанавливается принципиально новый порядок определения предельного размера объема расходов федерального бюджета, исходя из суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита, не превышающего 1% прогнозируемого объема ВВП.
Предполагается, что Госдума обсудит законопроект в первом чтении 1 сентября, второе чтение законопроекта в случае поддержки инициативы может состояться осенью, сообщил Макаров.