Комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять поправки в Бюджетный кодекс об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета. Как передает корреспондент ИА REGNUM 4 июля, законопроект устанавливает правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета, а также порядок формирования и направления использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В период финансового кризиса при формировании федеральных бюджетов на 2011 и 2012 годы и на плановый период 2013 и 2014 годов нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета и формирования нефтегазового трансферта, были приостановлены до 1 января 2015 года, напоминает комитет. В этих условиях был введен временный порядок использования нефтегазовых доходов, а также порядок формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые ежегодно корректировались при принятии и внесении изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период.

Новый подход предполагает некоторые особенности. Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год и плановый период понимается средняя цена на нефть за пятилетний период для очередного финансового года (шестилетний и семилетний периоды для первого и второго года планового периода соответственно), с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения им 10 лет. "Такой механизм формирования базовой цены на нефть позволяет избежать субъективизма при ее установлении и делает ее устойчивой по отношению к краткосрочным колебаниям цен на нефть", - отметил глава комитета Госдумы Андрей Макаров ("Единая Россия").

При краткосрочном отклонении цены на нефть вверх или вниз от текущего уровня, изменение доходов сглаживается за счет накопления либо использования средств Резервного фонда и расходы практически не изменяются. Если цена устойчиво переходит на более высокий (или более низкий) уровень, то базовая цена на нефть также повышается (снижается) и расходы увеличиваются (снижаются). Вводится дополнительный механизм защиты бюджета от длительного снижения цен на нефть. Если среднегодовая цена на нефть за последние 3 года (включая текущий финансовый год) определилась на уровне, не превышающем базовую цену на нефть, то при формировании бюджета базовая цена на нефть рассчитывается в размере среднегодовой цены на нефть за указанный трехлетний период.

Рассматриваемым законопроектом нормативная величина Резервного фонда устанавливается на уровне 7% ВВП, со снижением по отношению к 10%, установленным в 2008 году. Предполагается, что такой объем Резервного фонда позволит компенсировать потери доходов бюджета в случае краткосрочного существенного падения цены на нефть.

Кроме того, после достижения нормативного объема Резервного фонда не более половины дополнительных нефтегазовых доходов будут направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, с одновременным уменьшением объема дополнительных нефтегазовых доходов, перечисляемых в Фонд национального благосостояния.

Законопроектом устанавливается принципиально новый порядок определения предельного размера объема расходов федерального бюджета, исходя из суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита, не превышающего 1% прогнозируемого объема ВВП.

Предполагается, что Госдума обсудит законопроект в первом чтении 1 сентября, второе чтение законопроекта в случае поддержки инициативы может состояться осенью, сообщил Макаров.