Активист белоленточного движения и "этнический помор" открыли в Архангельске плиту царю-демократу Ивану Грозному
Москва, 2 июля, 2012, 17:28 — ИА Регнум. 21 июня 2012 года в Архангельске случайные прохожие наблюдали интересную картину. Под музыку из оперы Глинки "Жизнь за царя" на проспекте Чумбарова-Лучинского 8 группа местных "общественников" открыла благодарственную гранитную плиту основателю города Архангельска - царю
Плита в честь "царя-демократа" была открыта по инициативе местного активиста белоленточного движения профессора Институт управления Рауфа Габидулина и прославившегося своей "норвежской народной дипломатией" директора Поморского института САФУ "этнического помора" и медицинского доктора
"Мы, поморы, люди свободолюбивые и перед царями не гнулись, но добрые дела ценим", - объяснил свое участие в проекте Иван Мосеев. "Хотя Иван Грозный, конечно, был жестким правителем. Но зачем его стыдиться? Компания в оргкомитете собралась пестрая, с разным социальным положением... Но, как ни странно, фигура Ивана Грозного нас объединила", - подытожил Мосеев.
Само мероприятие не вызвало бы у нас возражения, если бы не это странное, по меньшей мере, посвящение: "первому русскому царю, инициатору демократических реформ XVI века".
Прежде всего, обращает на себя внимание общая несуразность текста: "Основателю Архангельска, великому князю московскому Ивану IV Грозному". Но, позвольте, в момент основания Архангельского города в 1584 году Иван Васильевич был уже царем и только потом великим князем. За такие промашки в титуле государя, да еще и без отчества, во времена "царя-демократа" Ивана Васильевича, как известно, били кнутом. И потом, для нас, с одной стороны, очевидно, что использование понятия "демократия" применительно к русским историческим реалиям ХVI века в данном случае неуместно. С одной стороны, связано оно с известным историческим мифом местных этносепаратистов о "Поморье - центре свободы и демократии", задушенной "москалями" с их воеводами, губернаторами и вертикалью власти.
Отметим, что в данном случае используется известная либеральная технология манипуляции сознанием, когда в одном культурном контексте местная традиция соединяется с заимствованной извне либеральной новацией. Это и порождает очевидную нелепость текста. Если реформа местного самоуправления середины ХVI века, которая предшествовала опричнине и террору царя Ивана Грозного, определяется как "демократия", тогда Земский Собор - представительное учреждение парламентского типа, хотя он таковым никогда в действительности не являлся. Разумеется, подобные текстовые нелепые новации являются, с другой стороны, помимо прочего, еще и свидетельством элементарного невежества местной провинциальной публики в области истории родного края и отечественной истории, в частности. Теперь она еще выставлена в Архангельске на всеобщее обозрение и посмешище.